Анализ клиентской колоды

Набор колод для профессиональной работы

Неважно, в какой сфере вы работаете – специализируетесь ли на детско-родительских отношениях, помогаете решать проблемы в партнерских отношениях или консультируете по «экзистенциональным» вопросам поиска себя и своего призвания – в любом случае, если вы работаете с МАК, в вашем арсенале обязательно должны присутствовать ресурсная, портретная, сказочная (для работы с детьми) и абстрактная или природная колоды.

Все эти карты продаются и в готовых наборах, но подбор изображений в них зачастую оставляет желать лучшего. Например, в колоде Persona клиентам порой бывает сложно выбрать подходящие образы для позитивных фигур. И здесь на помощь приходят самостоятельно собранные колоды, которые психолог может комплектовать по своему усмотрению – делать отдельные «специализированные» колоды (например, только с мужскими портретами или исключительно с изображениями детей разных возрастов) или смешанные, которые включают в себя изображения людей разных возрастов и пола. Как показывает опыт, последний вариант более удобен в работе.

Клиентская колода

Собственные наборы МАК могут создавать не только специалисты – психологи и психотерапевты, но и... их клиенты. Такие колоды, которые в буквальном смысле являются «клиентскими», представляют собой не только эффективный инструмент для консультирования и терапии, но и богатый материал для диагностики.

В большинстве своем МАК представляют собой серию разнообразных образов, которые могут найти отклик у клиента, а могут оставить его равнодушным.

В этом смысле с психологической точки зрения гораздо эффективнее работать с индивидуальной колодой, которая создается самим клиентом, и является отражением его внутреннего мира. Такая индивидуальная колода является как диагностическим материалом, раскрывающим особенности личности, характера клиента, его эмоциональной сферы, типа мышления, а также содержание его бессознательного мира, внутренние конфликты, комплексы и т. п, так и оптимальным инструментом психологической работы клиента, повышающим ее эффективность в разы по сравнению с универсальной колодой МАК.

Кроме того, сам процесс создания такой индивидуальной колоды можно назвать терапевтическим, происходит высвобождение эмоциональной энергии, которая уходит на стимулирование творчества. Индивидуальная колода позволяет выявить актуальный запрос клиента и эффективнее проработать его. Таким образом можно создавать тематические колоды под запрос женская, мужская, родительская, семейная колода и т. п.

Все колоды МАК можно разделить на общие и тематические.

Общие колоды не имеют определенной тематики и представляют собой набор разрозненных изображений, а тематические, как понятно из названия, – это подборки картинок или фотографий, объединенных одной темой. Клиентские МАК, как правило, тематические. В зависимости от запроса, с которым работает психолог, клиент может делать собственные наборы метафорических карт под названием «Мое детство», «Мужчина и женщина», «То, что меня вдохновляет», «Мой портрет» и т. д.

С помощью такой клиентской колоды можно всего лишь за одну встречу:

  • выявить истинный запрос, с которым человек обратился за помощью к специалисту,
  • получить большое количество информации о его жизни и стремлениях, отношениях с другими людьми и установках, проблемах и их причинах;
  • снизить сопротивление, которое осложняет работу психолога.

Создать свою личную колоду вы можете с помощью бесплатного сервиса 1000cards.ru

Как анализировать клиентскую колоду

Анализировать клиентскую колоду можно в два этапа (хотя обычно в целях экономии времени обходимся одним – последним). Сначала психолог просматривает всю колоду, которую принес ему клиент, и отмечает для себя ее особенности и «атмосферу». Впрочем, «атмосфера» – не самое удачное слово. Вернее будет сказать «общий фон».

  • Какие чувства у вас вызывают образы, выбранные клиентом?

  • Какое впечатление у вас складывается от просмотра его колоды?

  • Нравится ли она вам?

Если клиентская колода вызывает у вас спорные чувства, это не повод делать скоропалительные выводы и ставить ее автору диагнозы. (Очень распространенное явление: многие коллеги на наших тренингах при разборе «анонимных» колод, то есть тех, авторы которых не присутствуют на занятиях, нередко выносят смелые суждения по поводу личностных особенностей их владельцев и даже уровня умственного развития последних.)

Если карты кажутся вам «неправильными», вызывают тревогу и смятение, попросите клиента рассказать о самых важных, на его взгляд, картах в его колоде. Вполне возможно, что при анализе колоды вы ориентируетесь на собственные проекции, и, соответственно, в процессе терапевтической сессии вы будете решать свои проблемы, а не проблемы клиента (за которые он, между прочим, платит деньги).

Приведем пример из практики

Участница тренинга – женщина 29 лет. В колоде, которую она подготовила с помощью сервиса 1000cards, преобладают красивые и позитивные карты, которые при первом взгляде можно отнести к ресурсным. Но одна из карт – ребенок, который лежит на коте – привлекла особое внимание специалиста, анализировавшего ее колоду. Малышка спит спине кота, который показывает оскал с двумя рядами острейших зубов. У психолога эта иллюстрация вызвала резко негативные чувства: «Девочка доверяет этому существу, не подозревая о том, насколько он агрессивен и опасен».


Но при анализе колоды совместно с ее автором оказалось, что для «клиентки» этот образ является позитивным. Он становится продолжением образа другой карты ее колоды с изображением медведя, убаюкивающего девочку. Так автор колоды интерпретирует эти две карты: «Мишка с ребенком – это мое нынешнее состояние. Меня защищают и оберегают, но при необходимости проявить агрессию мой «мишка» не может, и мне приходится «показывать зубы» самой, хотя мне это чуждо. Картинка с котом – это то, чего мне хочется: мою безопасность обеспечивает другой человек, а я могу быть «белой и пушистой».

Примечание психолога: в данном примере речь идет о запрете на проявление агрессии в любом виде, но при этом клиент ищет защиту (получить которую в большинстве случаев без проявления агрессии невозможно) во внешнем объекте.

Порядок работы с клиентской МАК

Когда клиент приходит на прием с собственной колодой, психологу необходимо внимательно рассмотреть ее, да еще и получить комментарии ее автора по поводу значения тех или иных карт (как мы помним, при анализе клиентской колоды важны только ассоциации клиента, а не другого человека, в том числе и самого психолога).

Как правило, количество карт в клиентской колоде специально не ограничивается. При желании ее создателя в ней может быть как 20-30 карт, так и около ста. Хотя процесс создания собственных МАК творческий и увлекательный, тем не менее, редко у кого хватает времени и/или терпения сразу же подобрать несколько десятков изображений. Обычно клиенты приходят на консультацию с небольшой колодой, а затем постепенно расширяют ее, дополняя новыми образами.

На первой встрече психолог может расспрашивать клиента про каждую карту в его колоде, но на это уходит немало времени. В зависимости от тематики колоды специалист может попросить выбрать из колоды карты, которые обозначают:

  • Мой портрет;

  • Меня/мое текущее состояние на данный момент времени;

  • Образ меня/мое состояние, к которому я стремлюсь;

  • Мое окружение (родные, друзья, коллеги и т. д.);

  • Моя опора (что меня поддерживает, дает силы);

  • Что меня сдерживает, мешает двигаться дальше.

Для быстрой диагностики попросите клиента разделить его колоду на две стопки: образы, которые мне нравятся, и, соответственно, образы, которые мне не нравятся. Начинать обсуждение рекомендуется с карт, которые вызывают негативные чувства, а заканчивать позитивными для клиента образами.

________________________________________________________________________

Для тех, кто хочет узнать больше о возможностях использования персональных МАК в консультировании и для самоанализа, мы разработали специальный pdf-курс, состоящий из двух сборников с практическими техниками.

Выполняя упражнения этого курса, вы и ваш клиент:

  • проработаете взаимоотношения с окружающими
  • научитесь правильно ставить цели и эффективно их достигать
  • лучше поймете себя, свои ценности и мотивы
  • осознаете какой именно партнер ему нужен и даже составите портрет идеального партнера
  • научитесь управлять своим эмоциональным фоном и состоянием
  • начнете использовать ресурсы, которые ранее были недоступны

© www.live-and-learn.ru - психологический портал центра "1000 идей"

marker Популярные статьи

marker Случайные статьи