Карта внутренней страны

Это психологическое упражнение на основе сказкотерапии рекомендуется использовать для диагностики и целеполагания. Оно позволяет получить полный психологический портрет человека, определить присущие ему личностные качества и привычные стратегии поведения, степень конформизма, отношение к себе и окружающим, установки, жизненные цели, его ценности и приоритеты. Кроме того, предлагаемое упражнение имеет и терапевтический эффект: рассказывая о себе, своих проблемах и целях через метафору, человек получает возможность взглянуть на свою ситуацию со стороны, найти новые ресурсы и новые способы достижения поставленной цели.

Для проведения упражнения «Карта внутренней страны» потребуется колода карт «1000 дорог» и дополнительные фишки (в их роли можно использовать и скрепки).

Расклад

В начале работы все карты «1000 дорог» выкладываются на столе таким образом, чтобы картинки образовывали единую карту местности, соединяясь между собой при помощи дорожек. Ведущий предлагает участнику выбрать точку входа в игру (это может быть любая из карт на игровом поле) и точку выхода из нее. Первая карта символизирует нынешнее состояние игрока или актуальную для него проблемную ситуацию, а вторая – то, куда он стремится попасть, чего хочет достичь, цель (место назначения его сказочного метафорического путешествия). При этом участник сам выбирает путь, по которому он дойдет от старта к финишу-цели. Путь можно выбирать двумя способами – заранее перед первым ходом (в этом случае рекомендуется обозначить выбранную дорогу с помощью фишек, выкладываемых на карты, ведущие к цели) или уже непосредственно в процессе игры. Первый вариант подходит в том случае, если времени для выполнения упражнения немного. Второй вариант более длительный, но и более информативный. Ведущий может увидеть, насколько легко или, наоборот, тяжело человеку выбрать один вариант из нескольких, как относится к сложным картам-препятствиям (избегает их или, напротив, старается выбирать исключительно трудности), как быстро он сдается, готов ли он повернуть назад, потеряв время, лишь бы обойти определенную карту.

Поле 1000 дорог

Сначала игрок рассказывает про своего героя – кто он, сколько ему лет, где он сейчас находится, как сюда попал, куда стремится. Для характеристики персонажа могут использоваться типажи из колоды карт «1000 жизней». Ведущий отмечает для себя, что именно и как участник рассказывает про своего героя, ведь в данном случае он говорит про самого себя.

Затем игрок проходит путь от старта до точки назначения, а другие участники отмечают «проблемные моменты» и особенности реагирования на различные препятствия и предпочитаемый выбор.

Пример-1, проблема клиента — отношение к деньгам как к чему-то постыдному

Участница прокладывает путь со стартовой карты и до пункта назначения и, казалось бы, успешно его проходит. При этом она активно избегает любых «денежных» карт: «Золотая жила», «Доходный дом», «Дворец роскоши»… Даже когда ее герой оказывается в «Печальной пустоши», она активно «не замечает» ресурса в виде мешка с деньгами. Это может свидетельствовать о проблемах в отношении к деньгам (отношение к деньгам как к чему-то постыдному, недостойному внимания или незаслуженному).

Пример-2, женщина, 38 лет, планирует открыть свой бизнес

Клиентка 38 лет, планирующая открыть свой бизнес. В ходе расклада были выбраны карты: «Город мастеров» в качестве начальной карты и «Дворец роскоши» в качестве финальной карты. Путь, который выбрала клиентка к карте цели, строился следующим образом: Город мастеров – Пашня – Школа жизни – Пик достижений – Родник щедрости – Лаборатория алхимика – Ратуша – Дворец роскоши.

Клиентка использовала в основном стратегию пешком (открыто; без опасений; медленно, но не слишком медленно; в своем индивидуальном темпе; с остановками) и делала выбор, руководствуясь собственными желаниями и стремлениями.

В ходе упражнения клиентка сознательно «обходила» карты битвы и соревнований, избегая открытых столкновений и конфликтов, а также активных решительных действий.

Интерпретация расклада

Трактовка карт клиентом: «Мой герой средних лет, женщина, ученик и учитель одновременно (учится новому постоянно и учит других, так как ее деятельность связана с обучением специалистов). Кроме того, она перефекционист, так как считает, что работать она должна гениально или не работать вообще. А еще она ученый, потому что работает над созданием собственной системы и метода. Сейчас она находится на этапе обучения теоретическим основам и практическим навыкам. Ей нравится этот этап и нравится учиться. Но она переживает, что этот этап может затянуться на неопределенный срок, потому что изучить нужно многое, причем сделать надо это основательно и еще овладеть практическими навыками. Поэтому, наверное, стоит поставить временные границы, скорректировать расписание и двигаться дальше. Следующая карта – «Пашня», этап «пахота». То, чему научилась, надо отрабатывать и зарабатывать. Это, с одной стороны, тяжелый и обычный труд, так как доход небольшой, зависит от количества клиентов, но с другой – исследовательская деятельность, так как будет достаточно материала для исследовательской работы и изобретения собственной системы. Следующая карта «Школа жизни» означает проверку, в частности, проверку этой системы в работе. Это уже новый уровень работы и дохода, если система докажет свою эффективность. Следующая карта «Пик достижений» символизирует достижение значимой цели – достижение мастерства, признания, финансовые достижения. И этот этап знаменуется увеличением доходов в разы и переходом на другой уровень работы (карта «Родник щедрости»). Далее «Лаборатория алхимика» – карта символизирующая тайное знание, священный Грааль, философский камень, который мой герой приобретет для себя и которое поможет ему превращать свинец в золото и несовершенное в совершенное. Этот факт будет признан официально во всех научных кругах (карта «Ратуша»), что позволит открыть собственный международный институт. И что, в конечном итоге, приведет к основной цели – «Дворцу роскоши», символизирующему процветание, признание, известность.

Далее с психологом был разработан подробный пошаговый план достижения цели с рекомендациями на каждом этапе и промежуточными конкретными измеримыми целями, которому и будет следовать клиент в дальнейшем.

Пример-3, женщина, 35 лет, недовольна своим семейным положением, работой и достатком

Клиентка – женщина 35 лет, имеет дочь, живет в гражданском браке с мужчиной 36 лет уже в течение восьми лет, но официально замуж он ее не зовет, работает коммерческим директором в небольшой фирме. Недовольна своим семейным положением, работой и достатком. В ходе упражнения «Карта внутренней страны» были выбраны: начальная карта «Печальная пустошь» и конечная карта «Фамильный замок».

Интерпретация расклада

Трактовка карт клиенткой: «Печальная пустошь» – сейчас я ощущаю пустоту и печаль. Мне кажется, все, что у меня есть – это все ненастоящее, это как бы есть и нет – семья, муж, должность.

«Фамильный замок» – эта карта олицетворяет мою конечную цель, мою мечту – это счастливая семья, большой дом и достаток.

Путь, который выбрала клиентка: Печальная пустошь – Маяк надежды –Вулкан ярости – Темница тайн – Перекресток выбора – Океан творчества – Доходный дом – Родник щедрости – Пик достижений – Базарная площадь –Фамильный замок.

Рассказ клиента: Следующий этап – это обретение надежды. Сейчас я в какой-то депрессии, которая сменяется тихой печалью и ощущением, что все потеряно. Из этого состояния я выберусь с помощью надежды на перемены, которые изменят мою жизнь к лучшему. Скорее всего это будет какое предложение или новое занятие, возможно, новое общение. И здесь я увижу проблеск надежды. Далее «Вулкан ярости» – карта, которую я ассоциирую с отношениями со своим мужем. Вероятно, это будет разрыв, причем не тихое расставание, а эмоциональный и тяжелый развод. Скорее всего инициатором разрыва буду я. Следующая карта – «Темница тайн» – символизирует неуверенность, в которой я буду находиться после этого разрыва. Как жить? Что делать? В каком направлении двигаться? И приду я к «Перекрестку выбора». Это будет ситуация, в которой мне необходимо будет сделать конкретный выбор в жизни (судьбоносное, важное решение). И скорее всего решение это будет связано с работой. Судя по следующей карте, я займусь творчеством – рисованием картин, что станет дополнительным источником дохода для меня. Параллельно с рисованием я начну серьезно играть на фондовом рынке и, вероятно, меня ждет успех, то есть я буду стабильно зарабатывать на этом. Карта «Родник щедрости» означает, что и в рисовании, и на бирже я преуспею и мое финансовое состояние значительно улучшится. Заработав достаточно денег, я поеду путешествовать. Моя мечта – пожить какое-то время в Италии (карта «Базарная площадь»). Наверное, там я познакомлюсь со своим будущим мужем и … цель достигнута – «Фамильный замок»!

Упражнение «Поиск ресурсов» (дополнительно к «Карте внутренней страны»)

Это сказкотерапевтическое упражнение можно выполнять коллективно или индивидуально с помощью колоды карт «1000 дорог». Кроме того, его можно использовать в составе предыдущего упражнения («Карта внутренней страны») с психокоррекционной целью — помочь клиенту в преодолении препятствий. В этом случае после того как клиент проложил путь от точки входа к точке выхода, психолог специально добавляет «негативные» карты на протяжении выбранной дороги.

Общее описание упражнения. Участникам дается задание выбрать из колоды все карты, имеющие негативное значение. При этом каждая карта рассматривается как местность, куда они попадают во время путешествия по своей внутренней стране. «Негативные», или проблемные карты могут быть однозначными (например, «Лабиринт заблуждений», «Ледники бездействия», «Печальная пустошь», «Западня предательств»), так и двоякими по трактовке (к примеру, «Вулкан ярости», «Рифы неизвестности» и т. п.).

Наблюдая за процессом выбора и обсуждения таких спорных карт, психолог может получить немало полезной информации о клиенте или каждом из участников, вплоть до их установок, мировоззрения, восприятия самих себя и окружающих людей. Все выбранные карты выкладывают в одну горизонтальную линию. Дальнейшая работа поочередно проводится с каждой из выбранных карт. Для сокращения времени проведения упражнения можно выбрать для групповой работы одну карту, а остальные участники разбирают самостоятельно.

На следующем этапе участники обсуждают, каким образом можно выбраться из этого места, которое является метафорой конкретной проблемной ситуации. Обсуждение может быть максимально приближенным к реальности с описанием конкретных способов, либо иносказательным – в форме сказочного повествования с использованием метафорических ресурсов-артефактов, которые изображены на самой картинке или в ее правом нижнем углу.

Дом с привидениями

Пример интерпретации карты из колоды «1000 дорог»

Трактовка карты «Ледники бездействия» клиентом: «Эта карта резко негативная для меня. Холодная, пустая, пугающая. Безысходность, слабость перед внешними обстоятельствами, стихией, бессилие и отчаяние. Каким образом можно выбраться из этого места? Вероятно, нужно ждать помощи, попросить, подать знак и ждать. Помощь обязательно придет. А пока самостоятельно дрейфовать, медленно, но верно. И главное, не останавливаться и не опускать руки».

Упражнение «Жизненный путь» (дополнительно к «Карте внутренней страны»)

Это упражнение также можно использовать в составе упражнения «Карта внутренней страны» для более глубокой диагностики. В этом случае участник с помощью колоды карт «1000 дорог» составляет карту своего жизненного пути. Психолог дает следующую инструкцию: «Представьте, что вы идете по дороге, которая называется Жизнь. Где начинается ваш путь? Куда он ведет? Где вы находитесь сейчас? Каковы ваши основные достижения в прошлом и настоящем? Что вы можете сделать в будущем? Кто помогает вам в пути, а кто мешает? Представьте, что вы – главный герой самой увлекательной истории – истории вашей жизни. Выложите дорогу, которую вы проходите – с самого ее начала и до конца, которая бы отражала ваши основные достижения, возможно, ваши ошибки и заблуждения, ваши планы и ваше окружение».

Карты рекомендуется выкладывать на ватмане, чтобы при необходимости клиент мог дорисовать на нем недостающие элементы, ответвления, помощников, значимые ситуации своей жизни, цели и мечты. Готовую карту рекомендуется сфотографировать с возможностью дальнейшей распечатки и более глубокой работы с нею.

Это упражнение особенно полезно для подростков, так как способствует формированию более осмысленного отношения к планированию собственной жизни, и людей, которые находятся в кризисной ситуации. Оно дает повод задуматься, какие же реальные цели мы ставим перед собой, какими ресурсами располагаем, что для нас, действительно, важно. После выполнения упражнения клиент обсуждает его с психологом. Последний задает следующие вопросы:

  • Какие вопросы возникли у вас в процессе работы и что вы чувствуете сейчас, глядя на результат?
  • Что нового вы узнали о себе, своих жизненных целях и ценностях?
  • Достижима ли поставленная вами цель? Как вы сможете реализовать ее?

Пример, женщина, 38 лет, переживает кризис среднего возраста

Клиент женщина 38 лет переживает кризис среднего возраста. Видит свою жизнь бессмысленной и пустой. Себя считает нигде не состоявшейся – ни в роли матери, ни в роли жены, ни в плане самореализации (мечтала о другой профессии) Совершенно недовольна собой и своей жизнью. В ходе работы по проблеме было сделано упражнение «Жизненный путь».

Психолог: Представьте, что вы – главный герой самой увлекательной истории – истории вашей жизни. Выложите дорогу, которую вы проходите – с самого ее начала и до конца, которая бы отражала ваши основные достижения, возможно, ваши ошибки и заблуждения, ваши планы и ваше окружение. Представьте, что вы идете по дороге, которая называется Жизнь. Где начинается ваш путь?

Клиент: Карта «Деревня семейного счастья» – это мое детство, которое я очень хорошо помню. Я была счастлива. Меня все любили и оберегали. А еще хвалили и исполняли все мои желания. У меня была большая дружная семья. Тогда я была уверена, что жизнь прекрасна и удивительна.

Психолог: А что было потом? Куда ведет путь дальше?

Клиент: Потом я уехала из счастливой деревни детства в другой город в институт (карта «Базарная площадь»). Там тоже все было понятно и просто. Учеба, диплом, общение со сверстниками, развлечения. Правда, был один момент, который меня волновал, и по которому я не могла принять решение – это перевод в другой институт. Я хотела быть врачом, но поступила случайно в другой институт, но так и не решилась забрать документы и поступить в Медицинский университет. Я жалею об этом поступке всю свою жизнь. Но тогда это не было так важно. Проблема не казалась ни важной, ни острой.

Психолог: А что было потом? Куда ведет путь дальше?

Клиент: Дальше «Школа жизни». Я встретила очаровательного юношу, очень правильного, похожего на меня во всех отношениях. Мы были влюблены и наши отношения длились 2-3 года. Потом он позвал меня замуж, но я в силу свой глупости отказалась и сказала, что мне нужна карьера. Он обиделся, и мы расстались. Глупо. По-детски. Потом вспоминали оба и жалели. Считаем, что это был бы счастливый брак.

Психолог: Что было дальше?

Клиент: Карта «Город мастеров». Я работала как молодой специалист и наслаждалась жизнью, правда, недолго, пока не встретила своего будущего мужа (карты «Море любви» и «Плато очевидности»). Была влюбленность, страсть, потом брак, дети. И это стало главной темой в жизни. Я сначала чувствовала, что это не мой человек. Потом понимала, что мы разные. Но я, как и большинстве молодых неопытных девочек, считала, что я смогу его изменить, ведь самое главное – любовь. Мне никто в детстве не рассказывал и не учил, как выбирать мужа. И что в браке не любовь самое главное. И что мезальянс никогда не бывает успешен. Ни одного случая за всю историю человечества. Это я потом все поняла, сама. Но какой ценой!

Мы расстались. Карта «Поле битв». Гора трупов. Потери. Здоровье, финансы, душа. Это был тяжелый во всех смыслах развод. После него я еще несколько лет восстанавливалась физически и психологически. И думаю, что до конца не восстановилась еще.

Потом была пахота круглосуточная, не поднимая головы (карта «Пашня»). Нужно было зарабатывать на квартиру и содержание семьи. Я реально выживала. Причем моя семья (дети) отошла на второй план. Все мысли были только о работе, причем именно о заработке. На воспитание детей не хватало ресурсов ни физических, ни временных. Некогда было подумать и о себе, чего я хочу от жизни, какую жизнь я хочу, с кем я хочу прожить эту жизнь. Следующая карта «Болото заморочек». Депрессия. Остановка, чтобы подумать над своей жизнью, что меня не устраивает и чего я хочу. Выяснилось, что не устраивает все, и об этом сигнализируют проблемы и неустроенность во всех сферах жизни. Все это привело к желанию разобраться в себе и мире вокруг меня. Карта «Мыс самопознания». Я получила второе образование и продолжаю изучать эту науку.

Психолог: Где вы находитесь сейчас?

Клиент: Наверное, опять «Город мастеров». Я учусь и хочу стать мастером.

Психолог: Каковы ваши основные достижения в прошлом и настоящем?

Клиент: Сначала я хотела бы отметить ошибки, они очевидны на каждом этапе моего жизненного пути, причем все мои жизненные выборы были ошибочны! Институт, карьера, брак… И, конечно, это привело к полному краху всей жизни, которая была построена как замок на песке. Ведь я чувствовала, но не доверяла себе и не решалась сделать другой выбор. Я шла по пути наименьшего сопротивления и была согласна на меньшее.

Психолог: Что вы можете сделать в будущем?

Клиент: На сегодняшний день я понимаю свои цели и знаю, чего я хочу. Единственное, надо постараться найти баланс и стремиться к гармонии во всех сферах жизни. И еще включать осознанность, всегда постараться остановиться и увидеть картину целиком, проанализировать и подумать, а не бежать просто на автомате по кругу.

Психолог: Кто помогает вам в пути, а кто мешает?

Клиент: Мне всегда помогают друзья. В этом плане Бог позаботился обо мне. Сама бы я точно не справилась во многих ситуациях. А мешаю я сама себе больше, чем кто-либо. Свой нерешительностью, пессимизмом и ожиданием худшего. Можно сказать, что сегодня я пережила инсайт. Я вдруг осознала, что, действительно, совершила системообразующие ошибки, которые сейчас привели к полному разрушению всего.

© www.live-and-learn.ru - психологический портал центра "1000 идей"

marker Популярные статьи

marker Случайные статьи