Проективные методики: плюсы и минусы

Преимущества проективных методик

Проективные методики имеют ряд неоспоримых преимуществ. При использовании других методов психологического исследования (к примеру, тестирования, опроса) зачастую оказывается слишком сложно, а порой и невозможно точно идентифицировать актуальную проблему человека. Эта проблема именно в силу такого защитного механизма, как проекция, может существенно отличаться от того, что заявляет и предъявляет психологу клиент. И причина этого нередко заключается вовсе не в попытке последнего что-то скрыть от специалиста или в отсутствии доверия к нему. Просто его бессознательное постоянно подавляется.

Результаты, получаемые в ходе различных тестирований и в процессе беседы с психологом, всегда пропускаются через призму сознательных убеждений. Эти убеждения могут при- надлежать самому клиенту или же являются социально об- условленными. Не имеет значения причина возникновения проекции – главное, что без подавления этого защитного механизма мы не можем полноценно и эффективно работать с первичной проблемой.

Найти «обходной путь» к бессознательному можно с помощью проективных методик, которые имеют несколько основных отличий от других методов проведения диагностики. К первому отличию можно отнести неоднозначность предлагаемого стимульного материала или методики. На первый взгляд, изображения, которые предъявляются испытуемому, не несут никакого глубокого смысла и, тем более, не характеризуют на- прямую ни его состояние, ни проблему, с которой он пришел на прием к психологу. Однако если клиенту предоставляется возможность выбрать из определенного количества различных картинок ту, которая ему ближе всего на данный момент или которая более всего соответствует его нынешнему состоянию, определяет его проблему, он будет наделять изначально нейтральное, абстрактное, лишенное смысла или отвлеченное изображение собственным значением.

Специфика проективных методик

Эта специфика проективных методик определяет и относительные требования к стимульному материалу – его разнообразие, абстрактность, размытость картинки, неконкретность, абстрагированность изображенного сюжета, что дает ему такое свойство, как многозначность и многовариантность трактовок.

Проективные методики исключают отсутствие оценки со стороны экспериментатора или опасения получения таковой со стороны клиента. Если при прохождении теста у испытуемого возникает желание «подтасовать» результат, дать социально желательный ответ на тот или иной вопрос, даже если этот ответ не соответствует действительности, то проективный материал просто исключает возможность оценивать свои действия как «правильные» или «неправильные». Критерий «правильности» исключается как таковой, а человек, проходящий тест, освобождается от необходимости соблюдать общепринятые нормы, отвечать чьим-либо навязанным сверху требованиям. Кроме того, он, наконец, получает возможность более свободно говорить о своих проблемах, становится более открытым для работы, в результате чего создаются все необхдимые условия для механизма проекции.

Использование проективных методик

Проективные методики используются преимущественно для изучения всей личности в целом. В отличие от тестов, они не исследуют ее определенные сферы, а «работают» комплексно, описывая личность в целом со всеми ее взаимоотношениями с социальным окружением. При этом, метафорические ассоциативные карты как инструмент для работы с проективными методиками могут с успехом использоваться как для диагностики (исследования) личности, так и для терапевтической работы с нею. И в последнем случае спектр задач, для решения которых они применяются, практически ничем не ограничен.

Хотя, объективно говоря, определенные ограничения при работе с любыми проективными методиками все же есть. Главный недостаток – это невозможность привести их к единому общепринятому стандарту. Качество и содержание интерпретации методики напрямую зависит как от профессионализма психодиагноста, так и от концепции, на которую он опирается при интерпретации. Если с тестами и опросниками может работать даже начинающий психолог, имеющий базовое образование и необходимый материал для проведения исследования и интерпретации результатов, то работа с ассоциациями и проекциями предполагает наличие у специалиста большого опыта в этой области. Конечно, существуют определенные ключи для трактовки полученных данных, но даже при большом желании описать в них все возможные варианты и нюансы каждого отдельного случая просто невозможно.

Эта же проблема возникает при составлении инструкций по работе с различными стимульными материалами. В лучшем случае можно дать краткое описание основных методик, но научиться применять их в работе можно лишь опытным путем, методом проб и ошибок (или наблюдая за работой более опытных психологов, что, по понятным причинам, возможно лишь в рамках учебной, искусственно смоделированной ситуации обучающего семинара или тренинга). Соответственно, подвергается сомнению информация, полученная подобным образом. В отличие от других методов, проективные методики предполагают получение качественной, а не количественной оценки.

Для повышения достоверности результатов диагностики рекомендуют сочетать проективные методы с тестами и опросниками, а также соотносить «проективный материал» с информацией о личности и жизни обследуемого

__________________________________________
Сегодня в консультировании для быстрой диагностики и прояснения запроса, с которым обращается клиент, широко применяются психологические  карты от компании "1000 идей". Использование в работе карт "1000 жизней" и "1000 дорог" в разы сокращает время, необходимое на первичный сбор информации от клиента. Для специалистов разработаны сотни тематических упражнений под различные задачи и контексты. В открытом доступе находятся свыше двухста упражнений для психологических карт. По сути, достаточно иметь всего три колоды карт, чтобы работать со всем спектром запросов клиента. Заказать карты можно в официальном интернет-магазине ->>



© www.live-and-learn.ru - психологический портал центра "1000 идей"

Маша и Медведь. Сказочный архетип «Красавица и Чудовище» в преломлении «Зверь и его Жертва»

Маша и Медведь. Сказочный архетип «Красавица и Чудовище» в преломлении «Зверь и его Жертва»

Может ли получится хороший спутник жизни из медведя? Надо ли избегать с ним встреч? Изучаем три сценария судьбы так называемой нашей Маши, заложенные в самой обучающей сказке-мифе "Маша и Медведь"....

marker Популярные статьи

Маша и Медведь. Сказочный архетип «Красавица и Чудовище» в преломлении «Зверь и его Жертва»

Маша и Медведь. Сказочный архетип «Красавица и Чудовище» в преломлении «Зверь и его Жертва»

Может ли получится хороший спутник жизни из медведя? Надо ли избегать с ним встреч? Изучаем три сценария судьбы так называемой нашей Маши, заложенные в самой обучающей сказке-мифе "Маша и Медведь"....

marker Случайные статьи