Стратегия развития бизнеса

Этот тренинг предназначается для маркетологов и руководителей компании. Максимальное количество участников – десять человек. Этот тренинг рекомендуется проводить в течение двух дней. В качестве рабочего материала используются колоды карт «1000 идей» и «1000 жизней»

Прежде всего, ведущий тренинга (психолог, менеджер по работе с персоналом) с участниками должны определить цели проводимого тренинга. Участники (или руководитель) формулируют амбициозную (но достижимую) цель, план достижения которой и будет вырабатываться в ходе тренинга.

После того, как цель определена в конкретных и измеримых величинах (рост продаж на ... %, прибыль и т.п.), планка повышается на порядок. При постановке новой цели нужно ориентироваться не на текущие возможности и ресурсы компании, а на долгосрочные цели и даже «мечты».

Например, если повышение уровня продаж в два раза представляется вам сложным, но все-таки достижимым результатом, то в качестве мега-цели стоит выбрать увеличение продаж, к примеру, в пять раз. Вся дальнейшая работа команды связана с разработкой плана реализации именно мега-цели. Ориентация на мега-задачу позволяет преодолеть психологический барьер, сменить фокус мышления, выработать более эффективную стратегию и с большей вероятностью не только достичь изначальной цели, поставленной руководителем, но и превзойти результат.

Первый этап тренинга

В ходе общего обсуждения выявляются все ресурсы, которые есть в распоряжении компании. Для этого ведущий чертит на доске так называемую «таблицу ресурсов». Она включает в себя следующие разделы:

  • техническая часть (технологии, оборудование, методология, которые используются компанией);

  • финансы (собственные, которые есть в распоряжении фирмы, или сторонние, если к ним есть доступ);

  • связи;

  • личные навыки и способности (руководителей, специалистов);

  • клиентская база компании;

  • логистика, торговые точки;

  • специфика рассматриваемого бизнеса.

С учетом специфики бизнеса компании список ресурсов может быть расширен.

Сначала участники перечисляют все ресурсы (имеющиеся и отсутствующие), необходимые для достижения поставленной мега-цели, которые приходят им в голову. Когда очевидные идеи заканчиваются, участникам предлагается воспользоваться картами «1000 идей».

Для этого каждый по очереди достает карту из набора и пытается придумать новый ресурс по ассоциации с картинкой, описанием, советом, приемом. Каждую идею, высказанную участниками тренинга, ведущий вносит в соответствующую графу. Если в ходе обсуждения выявляется нехватка какого-либо ресурса, он вносится в таблицу в соответствующую графу со знаком «минус».

Когда количество предлагаемых идей иссякнет и таблица будет заполнена, ведущий предлагает участникам выделить ключевые ресурсы, которые необходимы для достижения поставленной цели. Каждый участник обосновывает свой выбор ключевых ресурсов.

По окончании этого этапа подсчитываются голоса, отданные за тот или иной пункт в таблице, и выявляются, таким образом, ключевые ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели.

Итоги первого этапа: команда определила основные возможности, которыми располагает компания, и ресурсы, без которых невозможно достичь поставленной цели.

Пример

«Минус»: Недостаточное количество торговых точек в определенном регионе. Причины: наличие сильного местного конкурента с административным ресурсом. Отсутствие достаточной рекламной поддержки

На следующих двух этапах участники прорабатывают «слабые места» в таблице ресурсов, превращая минусы в плюсы. Для этого ведущий выписывает все пункты со знаком «минус» из таблицы в отдельный список. По каждому из них проводится обсуждение. Если при обсуждении участники находят варианты решения проблемы, они записываются на доске под обсуждаемым пунктом. После чего тренер предлагает продолжить поиск способов нейтрализации проблем с помощью стимульного набора «1000 жизней».

Второй этап тренинга

Каждый участник поочередно достает из колоды карту и от лица выбранной им случайным образом персоналии анализирует имеющуюся проблему. Его задача – критически посмотреть на предложение компании глазами выпавшей «маски» и выявить то, чего этому персонажу не хватает в продукте компании. Каждый участник по очереди достает карту и высказывается (до 5 кругов).

Итоги второго этапа: в ходе обсуждения команда получает перечень проблемных зон, над которыми необходимо работать, чтобы добиться поставленной цели.

Примечание. Картина будет максимально полной, если проработать все 78 карт. Анализируя полученные результаты, вы сможете увидеть повторяющиеся проблемы, устранение которых приведет к максимальным результатам.

Третий этап тренинга

Следующий этап тренинга состоит в проработке выявленных ранее «слабых мест» компании с картами «1000 жизней» с целью поиска решения. Каждая выявленная проблема из списка должна прорабатываться отдельно. Для этого каждый участник по очереди достает по одной карте из колоды и называет свои идеи и решения, которые приходят ему в голову после изучения выпавшей карты. Как и в предыдущем случае, он старается посмотреть на поставленную задачу глазами другого «персонажа». Только на этот раз он не выявляет недостатки, а предлагает способы решения проблемы. Всего каждый участник достает по три карты на каждую из рассматриваемых задач (по кругу).

Примечание. Если участник не может придумать вариант решения с помощью карты «1000 жизней», на каждом этапе работы он может воспользоваться картами «1000 идей». Упражнения с картами необходимо выполнять быстро, сразу же называя первые ассоциации и идеи, которые приходят в голову.

Пример



Рассматривается сеть магазинов детской одежды, филиалы которой расположены в спальных районах города. Владельцев бизнеса беспокоит низкий уровень продаж, так как потенциальные покупатели предпочитают совершать покупки в торговых центрах, а не в маленьких магазинчиках. Из колоды «1000 идей» один из участников достает карту «Ищите подсказки».

В ходе обсуждения было найдено следующее решение – на территории микрорайонов, где расположены магазины сети, повесить указатели и знаки. Многие потенциальные клиенты даже не догадываются о том, что около них есть такой магазин. Заметные вывески и указатели помогут привлечь внимание покупателей.

Следующий участник вынимает карту «Заводите полезные знакомства». Одно из толкований карты: владельцы сети могут организовывать совместные закупки своей продукции со значительной скидкой среди мам, которые проживают в этих районах.

Следующая карта «Провоцируйте» наталкивает группу на идею об организации мини-праздников для детей. При небольшом бюджете и ограниченной торговой площади можно раздавать малышам, которые заходят вместе со своими родителями в магазин, воздушные шарики с логотипом компании. Эти яркие шарики привлекут внимание других детей на детской площадке и их мам, которые, скорее всего, заглянут в магазин, чтобы получить свой шарик в подарок, а заодно ознакомятся с ассортиментом и, возможно, совершат покупку.

Итоги третьего этапа: участники с помощью карт проработали все слабые места в ресурсах компании и нашли решения ключевых проблем, которые мешают реализации поставленной цели. После выявления и анализа проблемных зон участники тренинга должны объединить (укрупнить) проблемы, обозначив основные направления развития.

Чтобы не тратить время на обсуждение, стоит провести голосование. Для этого каждому участнику предлагается на цветной бумаге для записей сделать пометки о степени важности каждой задачи (например, листок красного цвета – «важно», зеленого – «неважно», желтого – «задача требует решения, но не срочно» и т. д.). Затем ведущий собирает все листочки и отмечает на доске наиболее значимые, по мнению большинства, проблемы.

Четвертый этап тренинга

Команда пытается найти решение этих проблем, опираясь только на имеющиеся в распоряжении компании ресурсы. В ходе этого обсуждения также используются карты «1000 идей», которые могут ответить на вопрос «КАК решить поставленную задачу» имеющимися в распоряжении компании способами. К этому моменту все участники ясно представляют себе имеющиеся ресурсы и способы компенсировать отсутствующие. В конце тренинга ведущий дает задание участникам составить детальный план действий по достижению мега-цели, указав сроки, задачи и обозначив принятые решения.

Примечание. В ходе тренинга желательно поощрять активность участников специальными значками (это могут быть жетоны, монетки или бумажные купюры). В конце тренинга подсчитывается количество жетонов и определяется самый активный участник.


© www.live-and-learn.ru - психологический портал центра "1000 идей"

marker Популярные статьи

На те же грабли - 2, окончание. Мужчина озабоченный, богемный поэт, эгоист, озлобленный неудачник

На те же грабли - 2, окончание. Мужчина озабоченный, богемный поэт, эгоист, озлобленный неудачник

Распространённые типы «мужчин-грабель», и как мы их находим в траве. Продолжение статьи про основные социально-психологические типы мужчин, которые наносят психологический вред женщине.

marker Случайные статьи