Психологический исследовательский центр «1000 идей» одним из первых в России начал с 2010 года развивать использование ассоциативных карт в консультировании. Результатом практической исследовательской работы стала разработка уникальных психологических карт, позволяющих обойти сопротивление клиента за счет использования вербальных и визуальных стимулов.
Специалисты компании “1000 идей”, являясь практикующими медицинскими психологами, постарались сделать так, чтобы каждая карта давала клиенту целый поток ассоциаций с собственной жизнью и способствовала быстрому поиску ответов на личные задачи. Каждая карта - это уникальная стратегия, преподнесенная одновременно в форме текстовых советов, изображений, фразеологизмов, наводящих вопросов, приемов и техник и объединенная общей мыслью. Психологические карты оказались настолько разносторонним инструментом для консультирования и решения проблем, что авторами методики было разработано более 300 упражнений под различные запросы, помогающих достигать эффекта в максимально сжатые сроки, а сама методика получила распространение по всей территории страны и за ее пределами. Сегодня география официальных партнеров “1000 идей” включает уже 27 городов России и СНГ.
В отличии от других психологических инструментов для работы с психологическими картами линейки «1000 идей» не требуется специальная подготовка или особые знания. Просто возьмите в руки набор и вытащите случайную карту, или же комбинацию карт. Чтобы разнообразить работу, увеличив количество возможных ассоциаций до бесконечности, вы можете воспользоваться многочисленными «раскладами под задачи», в изобилии представленными в официальной группе ВК https://vk.com/mak1000ideas , приобрести обучающие материалы, позволяющие освоить методику работы с психологическими картами на уровне тренера или психолога, или же придумать собственные комбинации.
Механизм работы психологических карт
Работают психологические карты по простому принципу - принципу проекций и ассоциаций. Что может вызывать ассоциации? Да все что угодно. Любое произошедшее событие, сказанное слово, увиденное изображение. Но дело в том, что ассоциации у разных людей на одни и те же вещи разные. Допустим, фигура круг у одно вызовет ассоциацию с глобусом или земным шаром, у другого - с автомобильной покрышкой, а третий подумает о круглом столе. А еще бывает, что одна вещь у одного человека вызывает ассоциации, а у другого не вызывает...
Так вот, чтобы карты стали одинаково полезны для всех, их создатели, медицинские психологи, подумали о том, что именно у разных людей вызывает относительно устойчивые ассоциации и что при этом знакомо всем. Вызывать их могут образы, которые неразрывно связаны с историей человечества и кочуют с ним из века в век, что обычно называется архетипами. Они могут повторяться в кино и детских сказках, фигурировать в фольклоре разных народов мира, в стиле жизни людей и социальных ролях. То же касается и неких общих для всех вариантов поведения. Если речь, к примеру, идет об образах человека - то этими образами могут служить образы отца или матери, охотника или земледельца, творца или критика. Если речь идет о каком-либо пути, то это образы границы или развилки, пропасти или болота, поляны или леса, горы или океана. Если речь о действии - "усилить давление" или "отпустить", "пойти до конца" или "остановиться", "сделать масштабным" (то есть увеличить) или "уменьшить" и так далее.
Для максимального потока проекций и ассоциаций каждую карту-образ снабдили дополнительными "зацепками": нетривиальными изображениями, устойчивыми выражениями, хранящимися в народной памяти, то есть поговорками, пословицами и присказками, метафорами, яркими примерами из современной жизни, советами. В итоге, каждая такая карта получила по 6 или 7 источников стимулов, которые объединены в общую тему для каждой карты. При этом человек может работать с картами не только на уровне эмоций и чувств, но и на более высоком уровне – уровне смыслов.
В чем уникальность психологических карт?
А как же чудо?
Куда же с психологическими картами и без волшебства! Вот что говорят о "волшебных" свойствах карт сами авторы методики (фрагмент интервью для профсообщества "МАКомания"):
Когда мы создавали первую колоду, мы сразу искали некую систему, матрицу, логику создания комплекта. А поскольку обожаемый нами Юнг считал Таро вместилищем архетипов и серьезно изучал эту систему, а наша Елена Назаренко будучи религиоведом и культурологом хорошо в ней разбиралась, было логично взять в качестве каркаса именно Таро. И если в момент создания своих карт мы рассматривали Таро не более чем матрицу, на которую мы разносили близкие по духу карты, то в работе оказалось, что наши карты имеют свойство удивительно точно «попадать» в проблему клиента, предлагая именно те ракурсы и позиции с которых необходимо взглянуть на проблему для получения ответа.
Разумеется, и мы с вами это отлично знаем, что человек на любую карту даст свои проекции, и именно это свойство психики лежит в основе работы и с обычными МАК и с нашими психологическими картами. Но есть случайным образом вытащенные карты, проекции на которые дают особый эффект, инсайт, если хотите. И при работе с нашими картами такое происходит с частотой не поддающейся обычной логике. За 7 лет работы в этом убедились не только мы, но и тысячи покупателей наших карт.
Мы не делаем акцент на этой особенности карт, но она есть, и игнорировать это невозможно.