Коллективная сказка с использованием психологических карт «1000 жизней» и «1000 дорог»

В последнее время все большую популярность приобретают настольные игры из серии «стротеллинга» (от англ. story telling – «рассказывание историй»). Эти игры, с одной стороны, увлекательны и азартны, а, с другой, полезны. Они способствуют развитию воображения и навыков спонтанного говорения. Это своего рода «тренажер» для людей любого возраста и профессий – от школьников, которые учатся писать сочинения, до писателей, которые не понаслышке знакомы с понятием «творческий кризис» и ищут пути выхода из него. Две колоды психологических карт «1000 жизней» и «1000 дорог» идеально подходят для проведения простого, но очень эффективного упражнения. С их помощью можно вместе с ребенком придумать собственную сказочную историю, разработать сюжет для серьезного литературного произведения, найти свежую идею для рекламной кампании или же написать терапевтическую сказку.

Особенность психологических карт

Психологические карты, в отличие от настольных игр, не ограничивают жанр произведения, которое вы можете создать с их помощью. Это может быть как классическая сказка, так и исторический роман. Огромное количество различных комбинаций с использованием 78 карт из одной и такого же количества карт из другой колоды дает большой простор для творчества и неограниченные возможности для развития воображения. Вы можете без труда придумать собственные правила игры с различным количеством карт из разных колод. Мы же предлагаем вам реальный пример придумывания сказки на одном из семинаров по сказкотерапии в группе из восьми человек. Правила этой игры предельно простые. Сначала из колоды «1000 дорог» случайным образом выбираются до десяти карт. Участники решают, какие карты они будут использовать при составлении рассказа (не менее пяти в нашей группе, т. е. чтобы на каждого участника приходилось минимум по одной карте), а какие нет. Затем из колоды карт «1000 жизней» также случайным образом достаются от двух до пяти карт. Причем одна из них будет обозначать главного героя (какая именно карта это будет – определяют участники), а вторая – волшебного помощника или героя-антагониста (в зависимости от вида придумываемой сказки). Остальные карты могут обозначать второстепенных действующих персонажей или более глубоко раскрывать образ главного героя. В рамках семинара проводился упрощенный вариант игры с минимальным количеством карт персонажей – главный герой и волшебный помощник.

После того как карты выбраны, участники решают, какая карта к какому персонажу относится, и разбирают карты из колоды «1000 дорог» таким образом, чтобы у каждого участника была минимум одна карта. Один из участников назначается на роль ведущего. Он начинает историю и следит за тем, чтобы все участники придерживались следующих правил:

  • В сказке должны быть достаточно полно раскрыты образы всех персонажей – и главных, и второстепенных. Это означает, что даже второстепенный персонаж должен оказать какое-либо влияние или на ход повествования, или на действия главного героя, а не просто быть упомянутым вскользь во время рассказа.
  • Повествование должно иметь свою логику и структуру. Любая, даже самая простая история должна включать в себя основные элементы сюжета: завязку, кульминацию и развязку. Как известно из курса школьной программы, завязка – это событие, с которого обостряются или возникают противоречия, ведущие к конфликту. Момент высшего напряжение действия называется кульминацией. В кульминации особенно ярко проявляются цели и характеры героев. Кульминация непосредственно предшествует развязке. Развязка – это момент разрешения конфликта, завершения связанных с ним событий.
  • Все участники вносят по возможности равнозначный вклад в придумывание истории.

В упрощенной форме группе дается сначала время на подготовку, в течение которого участники могут сообща составить план будущей истории, определив начало, конец и промежуточные эпизоды. Во втором, более сложном варианте все участники рассказывают историю по очереди без предварительной подготовки. В последнем случае часто бывает довольно трудно с первого раза составить логически верную историю, но именно в этой версии упражнение оказывается наиболее эффективным, способствуя также сплочению группы. На различного рода тренингах с большим количеством участников рекомендуется делить группу на отдельные команды, каждая из которых получает свой набор карт и рассказывает после подготовки свои истории.

Пример коллективной сказки, сочиненной в ходе работы группы из 7 человек

Участники достают из двух колод следующие карты. Карты «1000 жизней»: «Перфекционист» и «Мудрец». Карты «1000 дорог»: «Парк искусств», «Деревенская ярмарка», «Придорожный трактир», «Ратуша», «Башня звездочета», «Деревня семейного счастья», «Море любви», «Смотровая площадка». Приведем окончательный вариант придуманной на основе этих карт сказки

В одном далеком королевстве жила-была принцесса. Больше всего на свете она любила изучать различные точные науки и историю искусства, рисовать чудесные картины и прогуливаться в Королевском парке, расположенном около ее дворца. В этом парке ей нравилось все – и утонченные скульптуры, соответствующие античным эталонам красоты, и ухоженные газоны, где ни одна травинка не выбивалась из общего ряда, и четко выверенные дорожки, образовывавшие сложные геометрические узоры, выложенные аккуратными округлыми камнями одного размера. Неудивительно, что парк так ей нравился, ведь наша принцесса считала, что самое главное в мире – это соблюдение законов гармонии. И все, что она видела вокруг себя, это полностью подтверждало.

Однажды король и королева получили приглашение на важное мероприятие, которое должно было состояться в соседнем королевстве. Им приходилось на целую неделю оставить свои королевские дела. И решили они доверить управление своим небольшим государством любимой дочери, ведь она была уже достаточно взрослой и разумной девушкой. С большим трудом они решились уехать из страны. А на прощание король дал напутствие дочери, что если вдруг что-то пойдет не так, она всегда может обратиться за помощью к бывшему королевскому советнику, который после ухода с службы стал звездочетом, живет в башне и считается великим мудрецом

Принцесса была очень ответственной и к возложенной на нее непростой задаче управлять королевством в течение целой недели отнеслась серьезно. В первый же день своего правления она решила лично познакомиться со своими верноподданными, узнать, как они живут и в чем нуждаются. Она переоделась в обычную одежду и вышла из замка. В расположенной неподалеку деревне как раз проходила ярмарка с народными гуляниями. Туда и направилась девушка. На ярмарке было очень оживленно: торговцы зазывали к своим прилавкам публику, люди веселились, пели и плясами, дети бегали по площади и громко кричали… Бедной принцессе показалось, что она попала в самое ужасное место, какое только может быть: всюду была грязь, толпы народу хаотично перемещались по площади. Шум и гам оглушили юную принцессу, и она постаралась как можно скорее уйти с ярмарки. Она шла по улицам и ужасалась тому, что видела вокруг. Здесь не было никакой гармонии и порядка, не было ровных дорожек, выложенных аккуратными круглыми камнями, симметричных фонтанов и скульптур. Дороги были узкими, вымощенными бесформенными булыжниками, с ямами и рытвинами, дома были обшарпанные, с покосившимися стенами и неровной черепицей, деревья и кустарники росли сами по себе – к ним никогда не прикасалась рука королевского садовника – мастера своего дела. Девушка вышла к придорожному трактиру. Она очень проголодалась и решила зайти внутрь. В трактире было темно и душно. Столешницы были липкие от жидкостей, которые на них проливали на протяжении многих лет. Еда подавалась в железных мисках и была абсолютно несъедобной. Принцесса вернулась в свой замок в большом потрясении. Она решила, что обязана помочь своим подданным, сделать их жизнь более гармоничной и, следовательно, счастливой. Она созвала придворных и велела им составить приказ, который бы смог сделать жизнь ее подданных намного лучше. Составить такой приказ вызвался сборщик налоговых податей, и именно ему доверили это важное дело. На следующий день глашатай собрал людей у городской ратуши и озвучил им новый королевский приказ. В течение трех дней все жители королевства были обязаны привести свои дома и прочую недвижимость, которая находилась в их собственности, в полное соответствие с законами красоты и гармонии. Те же, кто не выполнят приказ, будут облагаться дополнительными штрафами в десятикратном размере.

Принцесса ожидала, что ее подданные будут благодарны ей за ее желание помочь им, сделать их жизнь лучше и, если не идеальной, то хотя бы максимально приближенной к идеалу. Но, на самом деле, как ей докладывали придворные, ситуация в городе и окрестных деревнях невероятно обострилась. Недовольство людей сложно было описать цензурными словами, которые не могли бы осквернить уши прекрасной принцессы. Пошли даже слухи о том, что народ собирается поднимать бунт против своей заботливой правительницы.

Как мы помним, принцесса была хоть и молода, но сообразительна. Она поняла, что пришло время идти за советом к звездочету. Она велела немедленно запрячь карету и направилась прямо к нему в башню. Бывший советник внимательно выслушал ее и сказал лишь одно слово: «Пойдем». Они вдвоем вышли из башни и отправились в расположенную неподалеку деревню. Здесь звездочет зашел в первый попавшийся на их пути двор и указал на ребенка, который сидел на скамейке под деревом и играл в игрушки. «Как ты думаешь, есть ли здесь гармония и красота?» – спросил принцессу советник. «Конечно, – ответила она, – этот малыш ближе к природе, чем взрослые люди, следовательно, он прекрасен и гармоничен». В это время мальчик взял одну из своих игрушек и начал ее ломать. Принцесса не могла спокойно смотреть на такое варварство. Она хотела подойти и объяснить ребенку, что так делать нельзя, но советник ее остановил. «Но он же испортит ее!», – воскликнула принцесса. «Нет, – ответил советник, – он ее изучает, он получает таким образом новые знания и развивается. Ты знаешь, я умею заглядывать в будущее. Этот ребенок, когда вырастет, станет великим изобретателем, он придумает большое количество полезных вещей, которые значительно улучшат жизнь людей, сделав ее более комфортной и легкой. Если, конечно, ты сейчас ему не помешаешь».

Принцесса не знала, что сказать, но мудрец уже пошел дальше. По дороге он спросил у девушки: «Ты любишь море?» «Конечно», – отвечала та, – «ведь море прекрасно в своем величии и спокойствии. Это и есть гармония в чистом виде». Но когда они пришли на морской берег, море оказалось совсем не таким, каким его знала девушка. Она всегда приходила со своими придворными на морской берег в хорошую погоду, когда ярко светило солнце, а волны кротко плескались у берега. Сейчас же на море был шторм: волны сметали все на своем пути, вода была грязной – с песком и илом и вдоль всего берега валялась выброшенная на сушу рыба и бурые водоросли. Принцесса воскликнула: «Это море ужасно!» «Вовсе нет», – ответил мудрец, – «это то же море, куда ты приходила купаться. Море не всегда бывает тихим и спокойным, иногда оно волнуется, и наступает хаос. Но даже в хаосе есть свой порядок, если, конечно, ты его там ищешь». Сначала принцесса не могла понять, о чем говорит советник. Какую же гармонию можно найти в неуправляемой стихии?! Но чем дольше она стояла на берегу, всматриваясь в волны, тем больше она начинала понимать. Вскоре она заметила, что и у этого, казалось бы, хаотичного моря есть свой ритм, свой, пусть и особый, порядок и даже музыка. Неожиданно принцесса увидела, что в этом величественном движении стихии и есть истинная гармония, а не та, которую она так любила. Она поблагодарила советника и вернулась в свой дворец. Там она приказала своим подданным немедленно отменить изданный ранее указ (что сборщик податей исполнил с большой неохотой) и объявить об этом жителям королевства. Она вышла на смотровую площадку своего дворца, окинула взглядом окрестности и увидела то, чего не замечала раньше, – совершенство настоящего мира, который не укладывается в рамки ее представлений о гармонии и красоте.

© www.live-and-learn.ru - психологический портал центра "1000 идей"

Записаться на консультацию
Для тех, кто хочет записаться на консультацию, игру, программу или тренинг
Выбрать специалиста