Школа жизни

Для этого упражнения могут использоваться две колоды психологических карт – колода «1000 дорог» или «1000 жизней». В последнем случае расклад похож на упражнение «Мой учитель по…».

Этот расклад помогает ответить на вопрос, какой урок человек получил в определенной жизненной ситуации. В ходе работы выкладываются пять карт на следующие позиции:

  1. Ситуация.
  2. Урок.
  3. Учитель.
  4. Экзамен.
  5. Награда (на эту позиция карта выбирается из «положительных» карт в колоде, которые не имеют негативного оттенка).

Первая карта может выбираться клиентом из колоды, а остальные вытаскиваются случайным образом и трактуются применительно к первой карте ситуации.

Пример расклада с картами «1000 дорог» (клиент — мужчина)


Клиент в качестве образа проблемной ситуации, из которой он хочет извлечь урок, выбирает карту «Овраг ошибок». Свой выбор он объясняет следующим образом: 

«В последнее время меня преследуют неудачи и на работе, и в личной жизни. Причем я понимаю, что причина этих неудач одна и та же, но я не могу заставить себя действовать иначе, попадая в замкнутый круг. Старая ошибочная схема действий приводит к новым поражениям. Мне кажется, что карта «Овраг ошибок» максимально точно передает мою ситуацию. Я мечтаю выбраться из этого «оврага», но пока не вижу, как это можно было бы сделать». На вторую позицию урока выпала карта «Гвардейский плац» с «говорящей» фразой: «Тяжело в учении, легко в бою». Ключевые слова этой карты – «логика, рациональность, интеллект, дисциплина, воля». Она объясняется клиентом следующим образом: «Действительно, мне не хватает воли и дисциплины. Я постоянно откладываю важные дела на потом, срываю все сроки, с трудом заставляю себя взяться за работу (неважно, связана ли она с моими профессиональными обязанностями или нет)

 Вопрос в том, как заставить себя действовать безотлагательно, как преодолеть прокрастинацию. Я сам себя загоняю в угол – количество неотложных, но невыполняемых дел растет, я трачу время на беспокойства по этому поводу, но никак не могу заставить себя планировать и, главное, четко придерживаться этого плана».

Проблема и способ ее решения

Итак, мы определились с проблемой и даже нашли способ ее решения. Следующая карта не столь однозначна. На позицию учителя выпал «Маяк надежды». Сначала клиент пытается объяснить ее как оптимистичный настрой на разрешение ситуации, которое должно произойти само собой. Однако этот взгляд вряд ли будет реально способствовать решению проблемы. Скорее, напротив, велика вероятность, что он ее только усугубит. Психолог обращает внимание клиента на слово «вдохновение» и просит рассказать, как давно возникла эта проблема и как до этого он решал текущие дела. Клиент рассказывает, что проблема появилась не столь давно: «Я заметил, что мне все сложнее и сложнее выполнять текущие дела где-то месяца три назад. До этого я ни разу не срывал сроки, начальство всегда считало меня ответственным и ценным работником. Возможно, только поэтому они пока еще не предложили мне уволиться. Более того, я устроился на работу в эту компанию три года назад, сразу после получения второго высшего по той специальности, по которой я сейчас работаю. Я мечтал работать в маркетинге и рекламе, с удовольствием учился три года, несмотря на то, что параллельно работал и свободного времени у меня практически не было даже на выходных. Конечно, никто не горит желанием принять на работу новоиспеченного специалиста без опыта. Я проходил собеседования на вакантную должность больше месяца! Наконец, меня все же взяли на работу, хотя среди кандидатов были намного более опытные маркетологи, нежели я. Два с половиной года я чуть ли не ночевал на работе, несмотря на вполне понятное недовольство моих близких. Но работа была и моим увлечением, и даже отдыхом. Конечно, на практике оказалось, что все не столь радужно в этой сфере, как мне казалось в самом начале. Творчества здесь не столь много, и оно сильно ограничивается начальством, которое мало разбирается в продвижении, но требует согласовывать все решения с ним. Да и рутины становилось с каждым месяцем все больше и больше. Тем не менее, до определенного времени я испытывал удовольствие, даже составляя стандартные отчеты, старался и эту скучную обязанность выполнять творчески. Но полгода назад ситуация изменилась. Я стал тяготиться своей работой, бывали дни, когда я просто заставлял себя ехать утром в офис. Выполняемые мною обязанности стали мне казаться слишком скучными. Я был недоволен собой и тем, что делаю. Сейчас я даже не могу порой заставить себя взяться за работу, хотя знаю, что должен выполнить ее срочно». В данном случае психолог может предположить, что речь идет о профессиональном выгорании, знакомом многим людям, которые слишком много сил вкладывают в свою работу. «Карта-учитель» подсказывает клиенту, что ему надо найти новый источник вдохновения, чтобы снова увлечься своей работой.

Позиции экзамен

На позиции экзамена лежит карта «Лабиринт заблуждений» с прямым советом: «Начните действовать прямо сейчас». Клиент в беседе с психологом приходит к следующему решению: «Мне надо взять передышку в несколько дней и подумать о том, чего я, действительно, хочу от работы. Я давно мечтаю о том, чтобы стать фрилансером и работать на себя, а не прозябать целыми днями в офисе, выслушивая критику от людей, которые не являются специалистами, в отличие от меня. Правда, решиться на увольнение и уйти в свободное плавание мне очень сложно. С другой стороны, я ничем не рискую. Более того, если не «пойдет» фриланс, всегда можно будет найти новое место работы с большей заработной платой, чем сейчас. Мое начальство крайне неохотно пересматривает оклады своих сотрудников».

Позиции награда

Последняя карта «Награда» в данном раскладе по своему значению ближе к прогностической, так как ее цель – задать позитивный настрой на преодоления нынешней позитивной ситуации и показать клиенту, какой результат он может получить, если извлечет урок. Выпавшая на эту позицию карта – «денежная» – «Золотая жила». Она даже не требует дополнительного объяснения, давая ясный совет: «Не упустите шанс на миллион».

© www.live-and-learn.ru - психологический портал центра "1000 идей"

marker Популярные статьи

marker Случайные статьи

Тренинговая игра «Кто здесь?!..»

Тренинговая игра «Кто здесь?!..»

Эта замечательная игра разработана психологами-психодраматистами, и поэтому отталкивается она от классического сеанса психодрамы. Можно даже сказать, что эта игра (и ей подобные) являются своеобразной пропедевтикой психодрамы — то есть подготовительным, вводным курсом, предваряющим такое сложное и требующее раскрепощенности действие как психодрама в её чистом виде.