Это сказкотерапевтическое упражнение можно выполнять коллективно и индивидуально с помощью колоды карт «1000 дорог». Клиент озвучивает ситуацию, которая его тревожит и выбирает из колоды карту, ее символизирующую.
Психолог просит клиента выбрать из колоды одну карту, которая символизирует его проблему, и положить ее в центр перед собой, затем выбрать произвольным образом еще восемь карт из колоды и разложить их в три ряда по три карты в каждом ряду
Вопрошающий озвучивает ситуацию, которая его тревожит и начинает анализировать карты расклада по порядку. Важно, чтобы интерпретация карты носила позитивный характер, то есть содержала «плюсы» для клиента. При работе в группе после трактовки каждой карты вопрошающего, свои интерпретации предлагают другие участники. Вопрошающий внимательно слушает, записывая удачные на его взгляд варианты. Далее в конце вопрошающий озвучивает наиболее понравившийся ему вариант интерпретации. После выполнения этого упражнения меняется отношение клиента к ситуации и его уровень напряжения снижается.
Пример, женщина средних лет, тревожится по поводу учебы свой дочери в школе
Клиент женщина средних лет тревожится по поводу учебы свой дочери в школе (выпускной класс, требования повышены, впереди поступление в институт и сдача ЕГЭ). У девочки были пропуски школы (по болезни) и, как считает мама, она недостаточно хорошо готовится к урокам и экзаменам. Если так будет продолжаться, то девочка не сдаст экзамены на высокий балл и не поступит в тот институт, в который она хочет. Кроме того, раньше могут возникнуть проблемы в школе. Решено было сделать упражнение на проработку тревожащей ситуации с картами «1000 дорог». Из колоды клиент выбрала карту «Скалы отчаяния», которая символизирует ее ситуацию, следующими были выбраны карты: «Дворец роскоши», «Школа жизни», «Море любви», «Деревня семейного счастья», «Поляна раздумий», «Театр», «Почтовая служба», «Город мастеров» и выложены в расклад:
Дворец роскоши, Школа жизни, Море любви
Деревня семейного счастья, Скалы отчаяния, Поляна раздумий
Театр, Почтовая служба, Город мастеров
Трактовки других участников: «Можно размыслить над вариантом самостоятельно подготовиться к ЕГЭ (книги и пенек), например, вечерняя школа и репетиторы». «Мне кажется, это вариант (появится время и необходимость) поразмыслить маме над ее жизнью. Видимо, у такой тревожной мамы нет времени думать о себе». «Дать время себе отдохнуть и не думать о будущем образовании дочери».
Следующая дорожка и карта, которую выбрала клиент, – «Город мастеров». Ее трактовка была следующая: «Отдам ребенка в «подмастерья», то есть колледж, по окончании которого она приобретет диплом мастера и далее поступит в институт».
Трактовки других участников: «Возможно, отдать ребенка на курсы различные, например, массаж, дизайн, и т. п. Здесь за несколько месяцев она получит сертификат мастера (научится профессии) и сможет зарабатывать деньги на институт. Лишний навык и профессия не помешают». «Устроить на работу, помощником к «мастеру», чтобы он научил ее что-то делать, желательно, по будущей профессии».
Следующая дорожка и карта, которую выбрала клиент, – «Почтовая служба». Ее трактовка была следующая: «Вероятно, откуда-то придут новости, которые повлияют на решение и выбор вариантов будущего дочери».
Трактовки других участников: «Ключевое слово – расстояние. Возможность рассмотреть вариант дистанционного семейного образования или как альтернативу заочное образование в колледже».
Последняя дорожка и карта, которую выбрала клиент, в данном раскладе – «Театр». Ее трактовка была следующая: «Наконец-то я отдохну и позволю себе театр и другие удовольствия, так как до этого большие финансовые ресурсы тратились на образование (репетиторов)».
Трактовки других участников: «Появилась возможность тратить деньги на собственные развлечения и творческое образование, а не на дочкино образование». «Можно рассмотреть возможность посещения курсов актерского мастерства, танцы, модельные школы и т. п и серьезно этим заняться».