Стимульный материал в проективных методиках

Основа проективных методик

Проективные методики основываются на предъявлении испытуемому специального стимульного материала, который обладает рядом различных характеристик. Причем, как правило, этот стимульный материал небезразличен испытуемому, так как он вкладывает в него определенный личностный смысл, обращаясь к своему прошлому опыту. «Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных, неоднозначных (слабо- структурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать.

В соответствии с проективной гипотезой каждое эмоциональное проявление индивидуума, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны ситуации-стимулы, побуждающие ее к активности. Стимулы, применяемые в проективных методиках, приобретают смысл не столько в силу их объективного содержания, сколько в связи с личностным значением, придаваемым им обследуемым. Отсюда – характерное для проективных методов отсутствие оценки ответов-реакций как «правильных» или «ошибочных», ограничений в их выборе» (Бурлачук, Морозов, 1999, с.250)


Именно так и происходит проекция (приписывание, пере- нос) психических свойств испытуемого на стимульный мате- риал. Метафорические ассоциативные карты – это тоже своего рода стимульный материал, который организован особым образом и предполагает приоритет проецируемого содержания над объектом, послужившим предметом проекции. Однако ассоциативные карты имеют более широкий спектр применения за счет своей универсальности. По сфере своего применения они объединяют в себе черты интерпретативных, конститутивных, конструктивных, аддиктивных и прочих проективных методик. Такая универсальность объясняется разнообразием используемого стимульного материала. С помощью изображений на различную тематику можно рассказывать истории, выстраивать сложные ассоциативные ряды и даже дорисовывать собственные элементы или картинки с последующим их анализом.

ЗАДАНИЕ

Предлагаем  вам  выполнить  простое,  но  при  этом  эффективное творческое упражнение. Возьмите лист бумаги альбомного формата (а еще лучше ватман), положите по центру его какой-либо рисунок (это может быть как одна карта из любой колоды метафорических ассоциативных карт, так и открытка или даже  фотография).  А  теперь  попробуйте  «расширить»  готовое изображение, дорисовав на листе бумаги его «продолжение». Это упражнение можно рассматривать как арт-терапевтическое. Кроме того, полученный рисунок можно использовать и для диагностики (в том числе и для самодиагностики)

__________________________________________
Сегодня в консультировании для быстрой диагностики и прояснения запроса, с которым обращается клиент, широко применяются психологические  карты от компании "1000 идей". Использование в работе карт "1000 жизней" и "1000 дорог" в разы сокращает время, необходимое на первичный сбор информации от клиента. Для специалистов разработаны сотни тематических упражнений под различные задачи и контексты. В открытом доступе находятся свыше двухста упражнений для психологических карт. По сути, достаточно иметь всего три колоды карт, чтобы работать со всем спектром запросов клиента. Заказать карты можно в официальном интернет-магазине ->>


© www.live-and-learn.ru - психологический портал центра "1000 идей"

marker Популярные статьи

marker Случайные статьи