Трудности классификации проективных методик

Определение «проективный» было введено американским психологом Л. К. Франком в 1939 году для обозначения цело- го ряда уже существовавших к тому времени методик.

В работах Франка механизм проекции не имел определенного психологического содержания. Основные положения предложенной им концепции касались лишь общих методологических принципов. Он не ставил целью выявить единые психологические закономерности и механизмы. Франк объединил все проективные методики по ряду общих признаков, которыми они обладают:

  • возможность отражать, как на экране, наиболее существенные аспекты личности и показать их взаимосвязи и целостность;
  • нечеткая структурированность, неопределенность стимульного материала, что дает испытуемому свободу в выборе ответа и возможность не переживать по поводу его правильности или неправильности;
  • общность формального построения методик и сходство проведения проективного эксперимента;
  • отсутствие возможности «подтасовать» результаты, так как испытуемый не знает, что в его ответах значимо для экспериментатора, а что нет;
  • экспериментатор (психолог) в ходе проведения эксперимента по проективной методике не занимает ней- тральную позицию, а является доброжелательным собеседником, что создает особую доверительную атмосферу в работе с испытуемым (клиентом).

Классификация проективных методик

Выделив эти формальные признаки, общие для большинства проективных методик, Франк сделал попытку их классифицировать. Именно его классификация с некоторыми более поздними изменениями и дополнениями используется и сей- час. В ее рамках различают следующие группы проективных методик:

  1. Конститутивные методики характеризуются  ситуацией, в которой от испытуемого требуется создание некой структуры из разрозненного, неструктурированного материала (Тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков).
  2. Конструктивные методики предполагают использование определенных оформленных деталей или частей, из которых испытуемому предлагается создать нечто целое и интерпретировать полученный результат. К таковым техникам относится, к примеру, «Сценотест», который состоит из миниатюрных человеческих фигур, фигурок животных, деревьев и предметов повседневной жизни. Испытуемые, в качестве которых, как правило, выступают дети и подростки, воссоздают разные сцены из своей жизни или заданные экспериментатором сюжеты. По определенным особенностям этих сцен и рассказа о них психолог делает выводы как о личности их автора, так и о его социальном окружении, выявляет проблемные темы.
  3. Интерпретативные методики подразумевают, что испытуемый должен истолковать, объяснить некоторый стимул, исходя из собственных соображений. Ярким примером таких методик может послужить Тематический апперцептивный тест (ТАТ). В этом случае испытуемому предъявляются таблицы-картины, на которых изображены относительно неопределенные ситуации, допускающие неоднозначную интерпретацию. В ходе обследования испытуемого просят составить небольшой рассказ с предысторией (какие действия, события привели к изображенной ситуации) с описанием того, что происходит в настоящее время, о чем думают, что чувствуют действующие лица и чем эта ситуация завершится. Предполагается, что испытуемый идентифицирует себя с «героем» рассказа, что дает возможность глубинного раскрытия его внутреннего мира, чувств, интересов и побуждений.
  4. Катартические методики заключаются в осуществлении игровой деятельности в специально организованных условиях. К таковым относится, к примеру, психодрама в виде импровизированного театрального представления, которое не только позволяет человеку аффективно отреагировать на проблемную ситуацию (пережить так называемый игровой катарсис) и тем самым добиться терапевтического эффекта, но и дает исследователю возможность определить выносимые вовне конфликты, проблемы и другую важную информацию. В этом случае происходит смещение акцента с процесса на результат.
  5. К экспрессивным методикам относится анализ почерка, особенностей речевого общения испытуемого, а также его рисунков на свободную или заданную тему (напри- мер, методика «Дом-дерево-человек»). По таким рисункам исследователь делает выводы об аффективной сфере личности, его уровне психосексуального развития и других личностных особенностях. В некоторых классификациях выделяют отдельно рефрактивные методики (непроизвольные изменения в общепринятых средствах коммуникации - речь, почерк) и собственно экспрессивные - рисование на свободную или заданную тему.
  6. Импрессивные методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательные, пред- почитаемые им стимулы. Сюда относят, к примеру, тест Люшера, состоящий из восьми цветных квадратов. При этом испытуемому предъявляются все квадраты с просьбой выбрать тот, который ему больше всего нравится по цветовой гамме. Процедура повторяется с оставшимися квадратами до тех пор, пока в итоге не образуется ряд, в котором цвета располагаются по степени их привлекательности. Психологическая интерпретация исходит из символического значения цвета. В качестве стимулов в рамках импрессивных методик могут выступать фактически любые объекты живой и неживой природы.
  7. При использовании аддитивных методик от обследуемого требуется завершить предложение, рассказ или историю. В ходе такой работы можно диагностировать разнообразные личностные переменные, включая мотивы поступков человека и его отношение к различным вопросам. Испытуемому предлагается определенный материал, который необходимо наполнить смыслом, завершив начатое. Примерами таких методик на завершение задания могут служить незаконченные предложения и незавершенные рисунки. Незаконченные предложения представляют собой довольно распространенную методику, применяемую в самых разнообразных исследованиях. Она может иметь некоторые интерпретации: к примеру, респонденту предлагается самому дописать предложение или выбрать из нескольких предложенных вариантов. Методика незаконченно- го рисунка предполагает предъявление испытуемому нескольких незаконченных рисунков различной сложности. Последний же должен определить, что именно на них изображено. Зачастую при этом оказывается, что испытуемые могут в меньшей степени опираться на тот изобразительный материал, который содержится на рисунке, наполняя его собственным содержанием.

Эта классификация, хотя и является общепринятой, но все же неоднозначна. Во-первых, среди категорий, выделенных Франком, есть большое количество пересечений, а, во-вторых, много споров ведется и по поводу положения этих категорий в классификации. До сих пор нет однозначного ответа на вопрос, почему именно характер ответа исследователь взял в качестве основы для своей классификации. Ведь ответ во многом определяется характером самого стимула. Основное различие между проективными техниками можно увидеть и в целях их применения, но и в данном случае вполне возможны совпадения и переплетения.

Трехступенчатая схема анализа

Исследователь Г. М. Прошанский предложил трехступенчатую схему анализа проективных методик. Ее можно представить как стимулы (вербальный, визуальный, конкретный, другие модальности), ответ (ассоциативный, интерпетативный, манипулятивный, свободный выбор) и цель (описание, диагностика, терапия). В данной классификации последний пункт каждой категории выпадает из общего ряда или является противоположностью другим пунктам, что также можно объяснить частичными совпадениями между категориями.

__________________________________________

Сегодня в консультировании для быстрой диагностики и прояснения запроса, с которым обращается клиент, широко применяются психологические  карты от компании "1000 идей". Использование в работе карт "1000 жизней" и "1000 дорог" в разы сокращает время, необходимое на первичный сбор информации от клиента. Для специалистов разработаны сотни тематических упражнений под различные задачи и контексты. В открытом доступе находятся свыше двухста упражнений для психологических карт. По сути, достаточно иметь всего три колоды карт, чтобы работать со всем спектром запросов клиента. Заказать карты можно в официальном интернет-магазине ->>

© www.live-and-learn.ru - психологический портал центра "1000 идей"

Записаться на консультацию
Для тех, кто хочет записаться на консультацию, игру, программу или тренинг
Выбрать специалиста