Определение «проективный» было введено американским психологом Л. К. Франком в 1939 году для обозначения цело- го ряда уже существовавших к тому времени методик.
В работах Франка механизм проекции не имел определенного психологического содержания. Основные положения предложенной им концепции касались лишь общих методологических принципов. Он не ставил целью выявить единые психологические закономерности и механизмы. Франк объединил все проективные методики по ряду общих признаков, которыми они обладают:
- возможность отражать, как на экране, наиболее существенные аспекты личности и показать их взаимосвязи и целостность;
- нечеткая структурированность, неопределенность стимульного материала, что дает испытуемому свободу в выборе ответа и возможность не переживать по поводу его правильности или неправильности;
- общность формального построения методик и сходство проведения проективного эксперимента;
- отсутствие возможности «подтасовать» результаты, так как испытуемый не знает, что в его ответах значимо для экспериментатора, а что нет;
- экспериментатор (психолог) в ходе проведения эксперимента по проективной методике не занимает ней- тральную позицию, а является доброжелательным собеседником, что создает особую доверительную атмосферу в работе с испытуемым (клиентом).
Классификация проективных методик
Выделив эти формальные признаки, общие для большинства проективных методик, Франк сделал попытку их классифицировать. Именно его классификация с некоторыми более поздними изменениями и дополнениями используется и сей- час. В ее рамках различают следующие группы проективных методик:
- Конститутивные методики характеризуются ситуацией, в которой от испытуемого требуется создание некой структуры из разрозненного, неструктурированного материала (Тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков).
- Конструктивные методики предполагают использование определенных оформленных деталей или частей, из которых испытуемому предлагается создать нечто целое и интерпретировать полученный результат. К таковым техникам относится, к примеру, «Сценотест», который состоит из миниатюрных человеческих фигур, фигурок животных, деревьев и предметов повседневной жизни. Испытуемые, в качестве которых, как правило, выступают дети и подростки, воссоздают разные сцены из своей жизни или заданные экспериментатором сюжеты. По определенным особенностям этих сцен и рассказа о них психолог делает выводы как о личности их автора, так и о его социальном окружении, выявляет проблемные темы.
- Интерпретативные методики подразумевают, что испытуемый должен истолковать, объяснить некоторый стимул, исходя из собственных соображений. Ярким примером таких методик может послужить Тематический апперцептивный тест (ТАТ). В этом случае испытуемому предъявляются таблицы-картины, на которых изображены относительно неопределенные ситуации, допускающие неоднозначную интерпретацию. В ходе обследования испытуемого просят составить небольшой рассказ с предысторией (какие действия, события привели к изображенной ситуации) с описанием того, что происходит в настоящее время, о чем думают, что чувствуют действующие лица и чем эта ситуация завершится. Предполагается, что испытуемый идентифицирует себя с «героем» рассказа, что дает возможность глубинного раскрытия его внутреннего мира, чувств, интересов и побуждений.
- Катартические методики заключаются в осуществлении игровой деятельности в специально организованных условиях. К таковым относится, к примеру, психодрама в виде импровизированного театрального представления, которое не только позволяет человеку аффективно отреагировать на проблемную ситуацию (пережить так называемый игровой катарсис) и тем самым добиться терапевтического эффекта, но и дает исследователю возможность определить выносимые вовне конфликты, проблемы и другую важную информацию. В этом случае происходит смещение акцента с процесса на результат.
- К экспрессивным методикам относится анализ почерка, особенностей речевого общения испытуемого, а также его рисунков на свободную или заданную тему (напри- мер, методика «Дом-дерево-человек»). По таким рисункам исследователь делает выводы об аффективной сфере личности, его уровне психосексуального развития и других личностных особенностях. В некоторых классификациях выделяют отдельно рефрактивные методики (непроизвольные изменения в общепринятых средствах коммуникации - речь, почерк) и собственно экспрессивные - рисование на свободную или заданную тему.
- Импрессивные методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательные, пред- почитаемые им стимулы. Сюда относят, к примеру, тест Люшера, состоящий из восьми цветных квадратов. При этом испытуемому предъявляются все квадраты с просьбой выбрать тот, который ему больше всего нравится по цветовой гамме. Процедура повторяется с оставшимися квадратами до тех пор, пока в итоге не образуется ряд, в котором цвета располагаются по степени их привлекательности. Психологическая интерпретация исходит из символического значения цвета. В качестве стимулов в рамках импрессивных методик могут выступать фактически любые объекты живой и неживой природы.
- При использовании аддитивных методик от обследуемого требуется завершить предложение, рассказ или историю. В ходе такой работы можно диагностировать разнообразные личностные переменные, включая мотивы поступков человека и его отношение к различным вопросам. Испытуемому предлагается определенный материал, который необходимо наполнить смыслом, завершив начатое. Примерами таких методик на завершение задания могут служить незаконченные предложения и незавершенные рисунки. Незаконченные предложения представляют собой довольно распространенную методику, применяемую в самых разнообразных исследованиях. Она может иметь некоторые интерпретации: к примеру, респонденту предлагается самому дописать предложение или выбрать из нескольких предложенных вариантов. Методика незаконченно- го рисунка предполагает предъявление испытуемому нескольких незаконченных рисунков различной сложности. Последний же должен определить, что именно на них изображено. Зачастую при этом оказывается, что испытуемые могут в меньшей степени опираться на тот изобразительный материал, который содержится на рисунке, наполняя его собственным содержанием.
Эта классификация, хотя и является общепринятой, но все же неоднозначна. Во-первых, среди категорий, выделенных Франком, есть большое количество пересечений, а, во-вторых, много споров ведется и по поводу положения этих категорий в классификации. До сих пор нет однозначного ответа на вопрос, почему именно характер ответа исследователь взял в качестве основы для своей классификации. Ведь ответ во многом определяется характером самого стимула. Основное различие между проективными техниками можно увидеть и в целях их применения, но и в данном случае вполне возможны совпадения и переплетения.
Трехступенчатая схема анализа
Исследователь Г. М. Прошанский предложил трехступенчатую схему анализа проективных методик. Ее можно представить как стимулы (вербальный, визуальный, конкретный, другие модальности), ответ (ассоциативный, интерпетативный, манипулятивный, свободный выбор) и цель (описание, диагностика, терапия). В данной классификации последний пункт каждой категории выпадает из общего ряда или является противоположностью другим пунктам, что также можно объяснить частичными совпадениями между категориями.
__________________________________________
Сегодня в консультировании для быстрой диагностики и прояснения запроса, с которым обращается клиент, широко применяются психологические карты от компании "1000 идей". Использование в работе карт "1000 жизней" и "1000 дорог" в разы сокращает время, необходимое на первичный сбор информации от клиента. Для специалистов разработаны сотни тематических упражнений под различные задачи и контексты. В открытом доступе находятся свыше двухста упражнений для психологических карт. По сути, достаточно иметь всего три колоды карт, чтобы работать со всем спектром запросов клиента. Заказать карты можно в официальном интернет-магазине ->>