Как помочь клиенту интерпретировать карты применительно к его проблеме

Для этого можно использовать соответствующие наводящие вопросы.

Начало анализа 

Начинаем мы анализ, как правило, с чувств. Какие чувства у вас возникают при взгляде на эту карту? Какие чувства вы испытываете к этому персонажу? Чувства описать намного проще, нежели дать характеристику отвлеченному образу.

Если карта не вызывает у клиента никакого отклика, то тогда можно переходить к ее анализу. Специалисты советуют начинать с изображения. Визуальный образ дает нам больше возможностей для собственных интерпретаций, и внимательный психолог может получить немало ценной информации из рассказа клиента о том, что он видит на картинке.

При анализе картинки мы идем от общего к частному. То есть сначала нужно спрашивать клиента об образе в целом: что изображено на картинке, какое у нее настроение (еще раз делаем акцент на ощущениях), чем заняты люди (персонажи), изображенные здесь, какие чувства они испытывают, нравится им здесь или нет

Если и здесь мы не нашли «зацепку»

Если и здесь мы не нашли «зацепку» для построения ассоциаций, можно обратить внимание на детали – на второстепенных персонажей, ресурсы и названия местностей (для карт «1000 дорог») и т. д.

Иногда нет необходимости перебирать детали, если картинка клиенту совсем «не в тему». Можно сразу же переходить к описанию карты. Предложите клиенту прочитать весь текст карты с начала и до конца, обратите его внимание на советы, на ключевые слова (для карт «1000 дорог»). Как правило, если изображение и общее описание карты не подходит под ситуацию клиента, то среди ключевых слов он, наконец, находит искомый стимул для создания своих ассоциаций.

Не переходите к следующей карте при выполнении упраж-нения или расклада, если клиент еще до конца не разобрался с предыдущей. При этом нельзя пытаться интерпретировать карту за другого человека, как бы велик ни был соблазн. Даже если время «поджимает», если позиция, на которой лежит карта, кажется вам не столь важной для всего расклада, а значение карты – очевидным, позвольте клиенту объяснить ее самостоятельно. Это не означает, что помощь психолога не требуется вовсе. Если человек не может разобраться сам и «топчется на месте», задавайте ему наводящие вопросы, мягко подскажите ему, в каком направлении ему надо смотреть.

Если выполнение упражнения зашло в тупик?

Если выполнение упражнения затягивается или совсем зашло в тупик, сфотографируйте получившийся расклад и предложите клиенту подумать над ним дома, попытаться его интерпретировать самостоятельно. Это отличное домашнее задание, с одной стороны, а с другой – эффективная тренировка ассоциативного мышления и воображения. На следующей встрече обязательно вернитесь к незаконченному упражнению, пройдитесь еще раз по всем картам и послушайте, как клиент их объясняет.

__________________________________________

Сегодня в консультировании для быстрой диагностики и прояснения запроса, с которым обращается клиент, широко применяются психологические  карты от компании "1000 идей". Использование в работе карт "1000 жизней" и "1000 дорог" в разы сокращает время, необходимое на первичный сбор информации от клиента. Для специалистов разработаны сотни тематических упражнений под различные задачи и контексты. В открытом доступе находятся свыше двухста упражнений для психологических карт. По сути, достаточно иметь всего три колоды карт, чтобы работать со всем спектром запросов клиента. Заказать карты можно в официальном интернет-магазине ->>

© www.live-and-learn.ru - психологический портал центра "1000 идей"

marker Популярные статьи

marker Случайные статьи