Метафорические ассоциативные карты: история создания и виды

Как правило, стимульные материалы разрабатываются под определенную методику. Это означает, что сначала создается методическая база, под требования и в соответствии с которой впоследствии составляется необходимый тестовый мате- риал. История создания метафорических ассоциативных карт несколько иная. Идея этого стимульного материала возникла совершенно случайно, стихийно, и первоначально проективные карты имели отношение скорее к искусству, нежели к психологии

"Oh" карты

Первая колода карт под названием «Oh» (английское междометие, выражающее восторг и удивление: «О!») появилась (или в данном случае будет правильнее сказать, сформировалась) в 1975 году, благодаря канадскому художнику, профессору искусствоведения Эли Раману. Раман в течение многих лет преподавал в Университете Ратгерс в Нью-Джерси и занимался изучением наиболее удобной и предпочтительной, на его взгляд, формы самовыражения.

Главный постулат его концепции заключался в том, что искусство должно быть вынесено за пределы галерей и выставочных залов, чтобы стать максимально близким зрителям. В рамках этого течения зритель из пассивного созерцателя, который рассматривает шедевр на почтенном расстоянии, пре- вращался в активного участника процесса восприятия художественного произведения. Раман решил создать серию картин уменьшенного формата (концепция так называемого «искусства на ладони»), которые предполагалось не развешивать на стенах, а давать зрителям в руки.

Как пишет в своей книге Вальтрауд Киршке «Клубника за окном»: 

«Искусство принимает совершенно другие, более доступные формы, и в компактной форме карточных колод максимально приближается к обычным людям. Если при созерцании монументальных полотен человек играет пассивную роль, то созерцание того же произведения в карточном формате может пробудить у человека собственный творческий импульс... Произведение искусства возникает не только в момент создания его автором, но и каждый раз рождается заново при его восприятии каждым конкретным зрителем, который, таким образом, тоже приобщается к процессу творения»

В процессе работы с собственными картинами карточного формата художник, увлекавшийся психотерапией, заметил их огромный потенциал для саморазвития и творчества, что в итоге привело его к созданию так называемой «переменной структуры», которая предполагает постоянные изменения и дополнения казалось бы «фиксированного» набора изображений.

Так появились на свет «Oh-карты», в которые входят сразу две колоды. Одна колода представляет собой 88 репродукций картин Эли Рамана – 88 ситуативных изображений. А вторая колода состоит из 88 рамочных карт со словами, которые были отобраны по определенным критериям совместно с психотерапевтом Джозефом Шлихтером. При этом две колоды отличаются по размеру: карточки со словами имеют больший формат, нежели карточки с изображениями. Карту с изображением можно поместить на карту большего размера таким образом, что текстовое сопровождение оказывается на «рамке». Впервые, помимо визуального образа, воспринимаемого на эмоциональном уровне, был задействован и вербальный ряд, который интерпретируется уже на уровне рассудка. При использовании двух колод мы можем создать 7744 различных комбинаций, что позволяет проще и быстрее получить необходимую ассоциацию и открывает дополнительные возможности для развития творческого потенциала человека.

Появление "Oh" карт

В 1983 году Эли Раман познакомился с немцем Моритцом Эгетмайером, который имел психотерапевтическое образование и испытывал интерес к современному искусству. Эгетмайер увидел в картах «Oh» универсальный инструмент, с помощью которого психотерапевт мог бы быстро и эффективно установить контакт с практически любым клиентом и получить от него необходимую для работы с ним информацию.

Эли Раман и Эгетмайер заключили соглашение, согласно которому последний получал право на продажу Oh-карт в Европе и, в частности, в своей родной стране – Германии. Вдохновленный Эгетмайер вернулся в родную страну и начал обходить издательства с предложением издавать метафорические карты. Однако немецкие издатели не оценили его энтузиазм, так как они не видели сферы их применения. Ассоциативные карты не были похожи на распространенные карточные игры, так как принцип их использования не предполагал ни соревновательного мотива в процессе игрового действия, ни финального определения победителей и побежденных. Издательства же интересовал исключительно вопрос прибыли, поэтому таинственные метафорические ассоциативные карты сами по себе не представляли для них коммерческого интереса.

Получив отказы от всех издательств, Эгетмайер решил брать дело в свои руки и открыл в Германии собственное специализированное издательство Oh-Verlag. Главная его цель до сих пор – издание и популяризация проективных карт, включая как первые карты «Oh», так и другие метафорические ассоциативные карты, которые разрабатывались при участии Рамана и других художников.

Часто карты этого издательства называют обобщенно «Oh-картами» или метафорическими ассоциативными картами Oh-жанра. Хотя все они имеют некоторые отличия друг от друга, в целом, эти колоды имеют много общего.

 На сегодняшний день первые в мире проективные карты переведены на многие языки. Кроме того, в Германии были изданы еще 16 карточных колод, которые могут использоваться как самостоятельно, так и в различных комбинациях с другими картами Oh-Verlag. 

__________________________________________

Сегодня в консультировании для быстрой диагностики и прояснения запроса, с которым обращается клиент, широко применяются психологические  карты от компании "1000 идей". Использование в работе карт "1000 жизней" и "1000 дорог" в разы сокращает время, необходимое на первичный сбор информации от клиента. Для специалистов разработаны сотни тематических упражнений под различные задачи и контексты. В открытом доступе находятся свыше двухста упражнений для психологических карт. По сути, достаточно иметь всего три колоды карт, чтобы работать со всем спектром запросов клиента. Заказать карты можно в официальном интернет-магазине ->>


© www.live-and-learn.ru - психологический портал центра "1000 идей"

marker Популярные статьи

Маша и Медведь. Сказочный архетип «Красавица и Чудовище» в преломлении «Зверь и его Жертва»

Маша и Медведь. Сказочный архетип «Красавица и Чудовище» в преломлении «Зверь и его Жертва»

Может ли получится хороший спутник жизни из медведя? Надо ли избегать с ним встреч? Изучаем три сценария судьбы так называемой нашей Маши, заложенные в самой обучающей сказке-мифе "Маша и Медведь"....

marker Случайные статьи