25 типовых упражнений с метафорическими ассоциативными картами (МАК)

Упражнение «Значимые другие»

Для этого упражнения рекомендуется использовать карты «Persona» или «Personita», а также проработанную (об этом мы расскажем более подробно далее) колоду карт «1000 жизней». Психолог предлагает клиенту выбрать из колоды карты, которые будут олицетворять для него людей, которые занимают или же занимали важное место в его жизни. Это могут быть взрослые и дети, мужчины и женщины – никаких ограничений на выбираемые образы нет.

При выборе карт клиент ориентируется не только и не столько на внешнее сходство рисунка с реальным человеком, сколько на внутренние качества, общее ощущение. Также клиент выбирает карту, которая будет представлять его самого. Затем психолог просит его ответить на вопросы: что эти люди хотели бы вам сказать? Что они могут сказать друг другу? Что вы хотели бы сказать им? Эти диалоги можно проиграть, озвучивая сами вопросы и ответы на них с позиции других персон.

Упражнение «Биография»

Для этого упражнения также используются карты «Persona», «Personita» или индивидуализированная (проклеенная) колода карт «1000 жизней». Психолог просит клиента просмотреть всю колоду и выбрать пять карт, которые будут олицетворять его на различных этапах его жизненного пути: детство, подростковый период, юношество, взрослость, старость. Затем так же, как и в предыдущем упражнении, организовывается воображаемая беседа разных возрастных ипостасей одного человека друг с другом.

Упражнение на развитие креативности и сплочение группы

Это упражнение можно использовать в качестве увлекательной игры для сплочения группы и в перерывах между работой. Проделывать его можно с любыми картами. Каждый игрок по очереди вытаскивает из колоды карту и спонтанно произносит какую-то фразу, которая у него ассоциируется с этой картой. Следующий игрок берет другую карту и пытается продолжить историю, опираясь исключительно на свои ассоциации. Для неподготовленной группы можно облегчить задачу, предложив вытаскивать за один раз сразу три карты и выбирать из них наиболее подходящую, исходя из логики развития сюжета. Сложнее всего приходится последнему игроку, которому предстоит завершить необычную историю.

Упражнение «Сон»

Это упражнение может использоваться для самостоятельной работы, предполагающей рефлексию, или для диагностики с помощью опытного специалиста. Клиент вытаскивает из колоды одну карту и, глядя на картинку, сочиняет рассказ на тему «Мой сон». При этом его задача заключается не в том, чтобы просто придумать какую-то историю с опорой на иллюстрацию, а «поместить» себя в эту историю, рассказав о том, где он находится, о чем думает, как себя ведет, к чему стремится, как себя чувствует. Затем психолог просит клиента поставить себя на место другого участника карты (человека, животного или даже предмета) и рассказать от лица этого персонажа его впечатления, мнение о себе самом – о том, кто видит сон. В конце клиент отвечает на главный вопрос: «Какая из моих сторон (субличностей) представлена этой картой?»

Упражнение «Ответ на вопрос»

Для этого упражнения используется колода метафорических ассоциативных карт «Oh» или другие карты (одинарные или двойные) с текстовым сопровождением. Сначала клиенту предлагается определиться с запросом, с которым он будет в дальнейшем работать. Этот запрос должен иметь прямое отношение к самому клиенту, быть лаконичным и ставить целью исследование чего-либо (межличностных отношений, отношения к работе, внутреннего состояния, актуальной проблемы). Если сама проблема для клиента уже ясна, то запрос может быть ориентирован на ее решение. В последнем случае задаваемый вопрос будет звучать таким образом: как мне найти возможные варианты решения проблемы, как изменить сложившуюся ситуацию, какой вариант решения выбрать?

После того как вопрос будет сформулирован, клиент вытаскивает по одной карте из колоды с картинками и колоды со словами (в случае с использованием карт «Oh») или же две карты из колоды, где текст совмещается с картинкой в рамках одной карты. Затем клиент выкладывает две карты на стол и старается прояснить общий смысл полученной комбинации. Даже самые неожиданные, на первый взгляд, сочетания позволяют запустить процесс поиска решения с использованием сразу правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и эмоции, и левого полушария, которое определяет рациональный и аналитический подход.

Совместить несовместимое – непростая задача для неподготовленного человека. Чтобы облегчить ее, психолог объясняет клиенту правила работы с метафорическими ассоциативными картами. Он должен опираться, в первую очередь, на ассоциации, следовательно, приоритет отдается спонтанности и субъективности. Сначала клиент читает текстовое сопровождение к карте и думает над тем, что оно для него значит.

Здесь стоит еще раз напомнить о том, не существует правильных или неправильных интерпретаций. Ассоциации человека, работающего с картами, считаются единственно верными для него самого.

Ассоциации далеко не всегда напрямую связаны со стимулом. Ассоциативный ряд, выстраиваемый от стимула к конечному образу-привязке, порой может быть весьма длинным и неожиданным. Слово может вызывать ассоциации как само по себе, так и в привязке к картинке. Если само слово не дает толчка к поиску аналогий, его можно «вывернуть наизнанку» - отталкиваться от совершенно противоположного по смыслу слова или словосочетания. Крайне важно, чтобы клиент был искренен, не пытался оценивать возникающие у него чувства с позиции морали, социальной желательности. Он соотносит интерпретации, возникающие в связи с комбинации карт, с контекстом своего вопроса. Рассказывая о них, рекомендуется использовать в рассказе глаголы настоящего времени, говорить от первого лица (то есть «Я» вместо «они», «ты», «кто-то»), избегать неопределенных слов и сослагательного наклонения («если бы», «возможно», однако»), лишних обобщений и теоретизирования, а также «аналитических» слов-маркеров, долженствования («я думаю», «я полагаю», «я анализирую», «я должен», «я обязан» и пр.).

Методика для обозначения запроса, цели или задачи

Клиенту предлагается выбрать из колоды одну карту (выбор при этом осуществляется случайным образом) и назвать десять ее свойств, которые сразу же бросаются в глаза. Эти свойства могут относиться к цветовой гамме карты, к ее содержанию, к каким-либо характеристикам изображенных на ней предметов и персонажей, к общему впечатлению от изображения и т. д. Все десять свойств, признаков карты выписываются на листе бумаге, а затем на основе каждого из них выводится решение, которым это свойство может являться. После обсуждения придуманных решений выбираются наиболее реалистичные и оптимальные для обсуждаемой проблемы варианты.

Методика «Я - профессионал» Л. Мошинской

Клиент выбирает из колоды в открытую три карты. Первая карта символизирует его в самом начале его профессионального пути, вторая карта – его как профессионала в настоящее время и третья карта – к чему бы он хотел прийти в своей профессии. Затем психолог проводит с клиентом беседу по каждой карте: почему была выбрана именно эта карта на ту или иную позицию, что важно для нашего клиента на каждом этапе его карьерного пути, как определить, что он достиг желаемого на каждом из этапов, как он будет себя чувствовать, добившись цели. В конце клиент выбирает из колоды вслепую четвертую карту, которая отвечает на вопрос – что поможет достичь поставленной цели?

Методика «Творческое планирование жизни»

Это упражнение можно использовать как самостоятельно, так и в ходе терапевтической работы со специалистом. Клиент выбирает из колоды шесть карт – по одной на каждую позицию, а затем анализирует каждую из них, отвечая на вопросы.

Исходная ситуация. Где я нахожусь сейчас, когда только начинаю свой путь к цели?

Аспект цели или мечты. Что мне нужно учитывать? На чем концентрироваться, чтобы добиться цели?

Препятствия на пути к цели. Что мне может помешать, чего опасаться?

Ресурсы для преодоления препятствий. На что я могу опереться при столкновении с трудностями?

Готовность к действию. Как преодолеть страх неизвестности? Где найти стимул для решительных действий?

Реальный шаг. С чего мне начинать?

Упражнение «Знакомство»

Это упражнение используется в самом начале тренинга для снятия напряжения и знакомства участников друг с другом. Каждый из присутствующих вытаскивает из колоды по одной карте и рассказывает о своем настроении через карту – в чем его настроение схоже с изображением на карте, а в чем – нет.

Методика «Генерация идей»

Это упражнение подходит для проведения мозговых штурмов или групповой психологической работы. Каждый из участников озвучивает присутствующим свою проблему или задачу. Другие участники по очереди тянут карты и придумывают на их основе идеи по решению поставленной задачи. Все варианты (даже самые нелепые и нежизнеспособные) рекомендуется записывать для дальнейшего обсуждения, развития или же доработки.

Техника «Проекция»

Это упражнение можно проделывать как самостоятельно, так и в группе или с психологом. Клиент выбирает из колоды карту с образом, который ему наиболее близок. Эта карта будет символизировать его самого. Затем он описывает этого персонажа или образ, отвечая на вопросы-подсказки: кто это, что он делает, как к нему относятся окружающие, о чем он думает, чего он хочет, что у него получается хорошо, а что плохо, нужна ли ему помощь и в чем и т. д. Все, что клиент рассказывает о выбранной им карте, относится напрямую к нему самому, является проекцией его внутреннего содержания. При более глубокой работе рассказ рекомендуется вести от первого лица. Рассказ фиксируется (слушателями или же при самостоятельной работе на диктофон), а затем анализируется.

Упражнение «Анализ отношений»

Это простое упражнение поможет разобраться в отношениях с другим человеком. Клиент вытаскивает из колоды вслепую пять карт на следующие позиции:

  • Что не работает в отношениях?

  • Что я привношу в отношения?

  • Что вторая сторона привносит в отношения?

  • Что работает в отношениях?

  • Что должно произойти, чтобы улучшить взаимоотношения?

Затем он анализирует их, открывая для себя порой совершенно неожиданные подробности своих отношений с окружающими.

Упражнение «Обратная связь»

Это упражнение можно проделывать как самостоятельно, так и в группе или в паре (для знакомства) или с психологом (особенно эффективно при семейной терапии). Клиент выбирает из колоды карту, которая более всего напоминает ему его партнера (супруга, друга, родственника, коллегу и т. д.), и рассказывает, почему он выбрал именно эту карту: чем этот персонаж похож на конкретного человека, какими внутренними характеристиками он обладает, какие у него слабые и сильные стороны. Это позволяет определить отношения, которые складываются у клиента со значимыми для него людьми, а также получить ценную обратную связь для его партнеров.

Упражнение «Кинофильм»

Выбранная наугад карта рассматривается как застывший кадр киноленты. Клиента просят ответить на следующие вопросы: Что изображено сейчас (как это связано с твоей жизнью)? Что было «до»? Что будет «после»? Можно поговорить поочередно от первого лица за всех, кто изображен. В самом конце составляется рассказ от имени режиссера (то есть самого клиента): какова на самом деле задумка, в чем смысл этого фильма? Это позволит выбрать подходящий для человека сюжет из всех, что были озвучены ранее.

Техника самоанализа

Это упражнение рекомендуется использовать в самом конце тренинга или же беседы. Участника просят вытащить одну карту и ответить на вопрос: «Что было самого важного на сегодняшнем занятии?», а затем следующую карту, которая подскажет ответ на вопрос: «Что нужно сделать с учетом полученных навыков или знаний?»

Техника «Фотокадр»

Это веселое упражнение-игра используется в перерывах между напряженной работой группы на тренинге. Оно основывается на популярной детской игре «Море волнуется раз». Каждый участник вытягивает карту и встает в позу, которая изображена. Ведущий делает групповой или индивидуальный снимок на память.

Техника «Препятствия и ресурсы»

Психолог просит клиента вытащить из колоды три карты. Первая карта выкладывается на позицию как ответ на вопрос: что помогает в решении задачи, вторая – что мешает, третья – это принципиально новый вариант решения проблемы. Затем следует беседа по каждой из карт с последующим ее анализом.

Игра на развитие позитивного мышления

Эта игра проводится в два этапа. Для ее выполнения подойдет любая «рисуночная» колода метафорических ассоциативных карт. Все картинки из нее клиенту предлагается разделить на две стопки. В первую стопку отбираются картинки, которые кажутся клиенту позитивными, а во вторую – негативные. При этом ориентироваться нужно на сиюминутные впечатления, без долгих обдумываний и анализа. Затем психолог предлагает клиенту брать по одной карте из «негативной стопки» и попробовать интерпретировать ее как «позитивную». Если ему сложно сразу «переключиться», можно сначала дать описание негативных характеристик карт, а затем завершить его позитивным заключением – попытаться объяснить, в каких случаях эти отрицательные характеристики можно превратить в положительные.

Игра «Знакомство с привычным»

Эта игра позволяет не просто развлечься и повеселиться, но и снять значимость проблемы, взглянуть на нее со стороны. Участнику группы (клиенту или игроку) предлагается сосредоточиться на проблеме или неприятной ситуации в своей жизни. Затем он вытаскивает из колоды восемь карт и раскладывает их по следующей схеме:

  • Взгляд на происходящее с орбиты космического спутника.

  • Взгляд на происходящее с высоты птичьего полета.

  • Взгляд на происходящее с вершины рядом стоящего дерева.

  • Взгляд на происходящее с собственной ладони.

  • Взгляд на происходящее из глубокого подземелья.

  • Взгляд на происходящее глазами любопытного волшебника.

  • Взгляд на происходящее глазами соседского кота.

  • Взгляд на происходящее глазами психиатра.

Потом выбранные карты интерпретируются, исходя из занимаемых ими позиций.

Упражнение «Диалог с самим собой»

Психолог предлагает клиенту просмотреть две колоды метафорических ассоциативных карт, смешанных между собой, и выбрать из них спонтанно, руководствуясь, прежде всего, чувствами, пять карт, с помощью которых он может представить себя ребенком, подростком, девушкой (юношей), взрослым, пожилым человеком. Затем клиент проводит их возможную беседу друг с другом.

Упражнение «Смена точки восприятия» (автор Моритц Эгетмайер)

Игроки получают или вытягивают вслепую из колоды по две карты и смотрят на них. Каждый участник выбирает и открывает одну карту, которая символизирует проблему, и одну, которая относится к ее решению. Потом каждый участник кратко рассказывает группе о заявленной проблеме и ее решении. Далее ведущий предлагает участникам поменять карты местами: проблема становится картой-решением, а карта-решение становится картой-проблемой. После этого участники снова по очереди рассказывают о новой проблеме и новом решении. Если это упражнение проводится индивидуально, а не в группе, то рекомендуется использовать третью карту (из любой другой колоды) в качестве перехода между одним состоянием и другим.

Упражнение «Моя история»

Это упражнение может использоваться, в том числе, и для диагностики изменений, которые происходят в результате какой-либо личностной работы. В начале работы (тренинга, консультирования) клиенту предлагается вытянуть вслепую пять карт, расположить их в удобном для себя порядке и кратко рассказать, о чем эти карты, как они соотносятся с его жизненной историей.

По окончании работы (консультирования, курса, тренинга) клиент берет эти же пять карт и располагает их в соответствии с его нынешним состоянием и взглядом на ситуацию. На этот раз его рассказ будет звучать, скорее всего, совершенно иначе.

При проработке тяжелого, травмирующего события можно, рассказав о событии, проделать это упражнение минимум три раза. Это позволит снизить негативный заряд ситуации и снять зацикленность человека на негативном факторе.

Упражнение «Вчера, сегодня, завтра»

В ходе этого игрового упражнения каждый участник группы или игрок вытаскивает вслепую три карты и переворачивает их только тогда, когда приходит его очередь говорить. Заранее карты смотреть нельзя, чтобы ассоциации были максимально спонтанными. Когда доходит очередь до него, участник переворачивает свои карты и определяет, какая из них подходит ко «вчера», какая соответствует «сегодня», какая будет означать «завтра». Опираясь на эти три карты, он рассказывает историю. При этом отдельные моменты описания должны быть связаны между собой (то есть рассказ должен быть логически выстроен) и указывать направление из прошлого в будущее (иметь определенное развитие сюжета).

Упражнение «Рисунок»

Клиенту предлагается вслепую вытянуть карту, расположить ее на листе ватмана удобным ему образом и дорисовать картину так, как кажется ему правильным, чтобы карта стала ее частью. Это упражнение может выполняться и иным образом. В его вариации клиент вытаскивает карту в открытую, соответственно своему состоянию, и рисует картину, которая передает его настроение. Эта техника позволяет нам выразить свои эмоции, осознать их и принять (легализировать).

__________________________________________

Сегодня в консультировании для быстрой диагностики и прояснения запроса, с которым обращается клиент, широко применяются психологические  карты от компании "1000 идей". Использование в работе карт "1000 жизней" и "1000 дорог" в разы сокращает время, необходимое на первичный сбор информации от клиента. Для специалистов разработаны сотни тематических упражнений под различные задачи и контексты. В открытом доступе находятся свыше двухста упражнений для психологических карт. По сути, достаточно иметь всего три колоды карт, чтобы работать со всем спектром запросов клиента. Заказать карты можно в официальном интернет-магазине ->>

© www.live-and-learn.ru - психологический портал центра "1000 идей"

marker Популярные статьи

marker Случайные статьи