Упражнение «Шляпа Волшебника»

Упражнение «Шляпа Волшебника», в отличие от упражнения «Мой учитель по…», позволяет получить ответ на вопрос в формате «что будет, если», и не предоставляет прямые рекомендации, как добиться поставленной цели. Оно достаточно простое и понятное, при этом очень эффективное и образное. Сначала ведущий рассказывает историю про Шляпу Волшебника из одноименного рассказа Туве Янссон из цикла повестей про Муми-троллей: «Как известно, муми-тролли нашли на холме странную шляпу, которую потерял один волшебник. Шляпа превращала вещи, которые в нее опускались, «в нечто совершенно иное – и никогда нельзя знать заранее, во что именно». Так, например, яичная скорлупа, опущенная в шляпу Волшебника, превратилась в мягкие пушистые облачка, а иностранные слова из словаря расползлись по всему дому, страшный муравьиный лев превратился в безобидного ежика. 

Шляпа Волшебника превращает любой опущенный в нее предмет (или в нашем случае не предмет, а качество) в нечто совершенно другое. Но мы никогда не знаем заранее, во что именно и понравится ли нам такая замена». В центре стола на равном расстоянии от всех участников выставляется «шляпа Волшебника». В ее роли может выступать настоящий цилиндр, карнавальная шляпа или даже обычная коробка. Каждый участник получает отдельный листок бумаги, на котором он пишет название того, от чего хочет избавиться. Это может быть как качество, так и ситуация, взгляды, черта характера и прочее. Ведущий предупреждает участников, что все упражнения выполняются «в открытую». Если у человека есть какая-то проблема или ситуация, которую он не хотел бы обсуждать при всех, то все эти упражнения лучше прорабатывать с ним индивидуально. Все листочки складываются и складываются в «шляпу Волшебника». Затем ведущий объясняет, что шляпа Волшебника превращает проблемную ситуацию или нежелательное качество в нечто иное. Взамен листочка бумаги участник получает карту, в которой содержится ответ на вопрос: «Если я избавлюсь от этого качества или ситуации, то что я получу взамен»? Если значение карты не устраивает участника, то он забирает из шляпы свой листочек с тем, от чего он хотел избавиться. Если же замена кажется ему хорошей, он оставляет себе карту. И ведущий переходит к следующему участнику.

Пример, клиент желает избавиться от нерешительности

В шляпу Волшебника отправились такие проблемы и качества, от которых хотели избавиться участники тренинга: «проблемы со здоровьем», «нерешительность», «трудности во взаимоотношениях с близкими людьми». Взамен «нерешительности» участник вытащил карту «Создавайте творческую атмосферу». После анализа содержания карты, участник пришел к пониманию того, что нерешительность его была связана, в первую очередь, с нежеланием менять свой размеренный образ жизни, браться за что-то новое, что полностью изменило бы привычный порядок вещей. Соответственно, в обмен на отданную шляпе нерешительность, он получает хаос, спонтанность, неуверенность в завтрашнем дне, нестабильность. Участник предпочел оставить у себя эту карту, признав все возможные последствия такого выбора. Другая участница, которая хотела избавиться от лишнего веса, вытащила карту, по которой взамен она могла получить проблемы со здоровьем. Этот обмен ее не устроил, и она вернула карту в колоду.

Другой участник отправил в шляпу Волшебника свою «неуверенность в себе и собственных силах». В ответ он получил карту «Параноик». Эта карта оказалась довольно непростой для интерпретации, ведь ее описание отчасти соответствует качеству, от которого он пытается избавиться: «Настороженность, подозрительность и критичность часто позволяют вовремя увидеть те подводные камни, которые не смогли обойти ваши предшественники». При групповой работе участник интерпретировал эту карту следующим образом: «Параноик уверен в себе, но сомневается в окружающих. Возможно, для того чтобы мне избавиться от неуверенности, надо научиться критично относиться к другим людям. Я постоянно сравниваю себя с другими, но сравнение при этом всегда не в мое пользу. С другой стороны, к примеру, люди, страдающие анорексией, не видят себя реальных – даже когда их вес критически мал, они убеждены в своей полноте. Они постоянно сравнивают себя с окружающими, и это сравнение явно не в их пользу. Возможно, у меня, когда я испытываю неуверенность в себе, запускается тот же механизм. Критическое (а в моем случае реалистичное) отношение к другим людям, скорее всего, поможет мне повысить собственную самооценку».

© www.live-and-learn.ru - психологический портал центра "1000 идей"

marker Популярные статьи

marker Случайные статьи