Упражнение «Проработка конфликтной ситуации»

Это упражнение является вариацией предыдущего, но относится к сфере межличностных отношений. Эта техника позволяет отработать умение снижать эмоциональное напряжение, научиться формулировать и употреблять в речи особые высказывания, которые утверждают сходство между говорящим и его партнером по коммуникации.

Порядок выполнения упражнения:

  1. Попросите каждую карту «посмотреть» друг на друга и опишите, что она «видит». (Обычно на этой стадии карты не нравятся и не доверяют друг другу).
  2. Найдите положительные намерения и цель каждой карты. Убедитесь, что каждая карта поняла цель и намерение другой и что конфликт мешает достижению этой позитивной цели.
  3. Продолжайте это делать до тех пор, пока:
    • отношения не станут более доверительные
    • положительные намерения перестанут вступать друг с другом в конфликт.

Главное отличие от предыдущего упражнения, заключается в том, что вместо карты антипода в этот раз выбирается карта, олицетворяющая человека, с которым клиент находится в состоянии конфликта.

Пример, женщина, 34 года, затяжной конфликт с матерью

Клиентка 34 года, затяжной конфликт с матерью. Клиентка проживает в другом городе, что как-то сглаживает ситуацию. Конфликт возник на почве продажи квартиры матери с целью покупки меньшей квартиры для матери и получения денежных средств для погашения ипотеки дочери. В итоге клиентка не желает общаться с матерью, не отвечает на звонки.

При выполнении упражнения «Проработка конфликтной ситуации» с картами «1000 жизней» клиентка выбрала карту «Ребенок» для себя и «Антипод» – для матери.


Ассоциации клиента по картам: «Ребенок беззащитный, ранимый, его легко обидеть, он вынужден делать то, что скажут взрослые, несчастный. Антипод – властный, сильный, беспринципный, эгоистичный, не взрослый, то есть не мудрый и не зрелый».

В разговоре между этими двумя субличностями клиент с помощью психолога находит:

  • общность позиций: оба – часть одной семьи, принадлежат одному роду;
  • общность опыта: первый опыт в этом деле – сделки с недвижимостью, поэтому есть право на ошибку;
  • общность переживаний: для обоих это важный и ответственный шаг, оба боятся, что что-то не срастется;
  • общность цели: 1) приобрести квартиру, 2) общаться по-доброму;
  • общность черт: оба достаточно прагматичные, эмоциональные (только мать выражает свои эмоции вне, а дочь – внутрь), оба авторитарные и независимые.

Итог: эти две субличности объединяет общая цель, принадлежность к одной семье, общие черты характера.

В данном конкретном случае простроить диалог с матерью было непросто, отношения с матерью у клиента проблемные, и эта тема прорабатывается с психологом на протяжении нескольких месяцев. Данное упражнение было выполнено как этап системной работы с психологом. Цель упражнения – еще одна возможность для клиента попытаться хотя бы частично понять мать на пути к принятию (упражнение дает возможность стать на место матери в диалоге) и проговорить эту конфликтную ситуацию хотя бы в воображаемом диалоге, который возможно приведет к реальному общению между матерью и дочерью.

В ходе упражнения с помощью психолога было достигнуто понимание, что мать – уже немолодая женщина, которая боится на старости лет остаться без крыши над головой. Для нее продажа квартиры и переезд – это сильный стресс. Ее эмоции по этому поводу не имеют отношения к дочери напрямую. В ходе диалога с матерью под руководством психолога было также высказано стремление матери к добрым отношениям с дочерью, а дочерью отчерчены границы, при которых эти отношения возможны на данный момент. Было достигнуто желание дочери общаться, пусть пока формально. На этом работа была закончена. Пока это все, на что готов клиент на данном этапе.

Комментарий психолога. Клиент упрекает мать, выражает недовольство тем, что дали и тем чего недодали, считает себя лучше и хочет быть лучше матери. Клиент идеализирует образ матери и предъявляет завышенные требования к ней, устанавливает, что мать должна и чего мать не должна (не имеет права). Несмотря на возраст клиента, она все еще воспринимает себя ребенком и считает, что мать должна удовлетворять ее желания, если не все, то главные. Кроме того, мать обязана обеспечить ее квартирой и помогать финансово в трудных ситуациях. При этом мать в ее понимании – это скорее образ слишком правильный и нереальный. А тот факт, что мать – это живой человек со своими собственными недостатками, чувствами, эмоциями даже не рассматривается клиентом. Мать – живой человек и имеет массу своих недостатков, она не идеальна, как и все люди. И идеальной она не станет никогда. Возможно, она стала матерью очень рано, не будучи взрослой зрелой личностью и, конечно, совершила массу ошибок в воспитании. Но кто не без греха? Но она сделала и много хорошего для своего ребенка – она заботилась о его здоровье, кормила, дала образование и, на самом деле, вырастила неплохого человека и сильную личность. В этом есть и ее заслуга. (Клиент же все приписывает себе).

Примечание. Каким бы путем мы ни шли, как бы ни строили свою жизнь (вопреки или благодаря), нам не уйти от принятия собственных родителей. Родители не могут быть другими, нежели они есть, и не должны быть другими. Люди становятся родителями только благодаря тому, что они рождают ребенка, а не потому, что они богатые или бедные, умные или глупые, хорошие или плохие воспитатели, добрые или отчужденные, сильные или слабые. Здесь речь идет о принятии жизненной силы, родители дают нам жизнь, и эта сила направлена на будущее. Такое принятие возможно только с позиции глубокого уважения и преклонения перед величайшей силой жизни. Это нечто большее, нуминозное. И это момент отказа от всяких упреков. Принятие родителей целиком.

© www.live-and-learn.ru - психологический портал центра "1000 идей"

Записаться на консультацию
Для тех, кто хочет записаться на консультацию, игру, программу или тренинг
Выбрать специалиста