Упражнение «Мой учитель по…»

Вступительное слово ведущего:

 «Вспомните свой школьный фотоальбом выпускного класса. В круглых рамочках, которые фотографы называют «яйцами», находятся портеры вас и ваших бывших одноклассников, а сверху – на фоне фотографий школы и видов города, где она расположена, размещаются портреты ваших учителей – по физике, химии, математике, английскому языку и пр. В нашем следующем упражнении мы также будем искать себе учителей. Но учителей не по школьным дисциплинам, а по намного более узким и при этом важным предметам. Прежде всего, на листке бумаги вы пишите список предметов, по которым вы бы хотели «успевать» в вашей жизни. Таких «предметов» может быть не более пяти»

Формулировка запроса

Каждый участник формулирует, в какой области он бы хотел преуспеть, или какую проблему он бы хотел решить, но не знает, как этого достичь. Запрос должен быть простым и коротким. Данное упражнение не подходит для проработки серьезных психологических проблем, но позволяет взглянуть на давно беспокоящий вопрос с другой позиции, получить мудрый и точный совет на свой запрос.

«Дисциплины», по которым мы ищем учителя, могут включать в себя «зарабатывание денег», «ведение бизнеса», «взаимоотношение с близкими людьми», «терпение», «избавление от вредных привычек» и пр.

Для этого упражнения используется колода карт «1000 жизней». Каждый участник вытаскивает из своей колоды по одной карте на каждый свой вопрос, проговаривая вслух: «Мой учитель по… воспитанию детей», «Мой учитель по… процветанию» и т. д. Затем все по очереди читают то, что написано на выбранных ими картах и самостоятельно или при помощи других участников трактуют написанное.

Пример-1, групповое занятие с разбором ситуаций 4 участников

Участница, которая искала учителя по зарабатыванию денег (один из самых популярных запросов на тренингах), вытащила карту «Аскет». Трактовка значения этой карты сначала вызвала у нее затруднения, но затем при помощи других участников она пришла к выводу, что лучший способ добиться желаемого благосостояния для нее заключается не в повышении уровня доходов, а в сокращении лишних расходов. Оказалось, что девушка никак не может собрать необходимую сумму на крупную покупку. При этом выяснилось, что она хорошо зарабатывает, но практически не откладывает деньги, тратя их практически сразу же после получения на ненужные ей вещи. Карта «Аскет» указывает на необходимость научиться экономить, чтобы достичь желаемого.


Другая участница перед выполнением этого упражнения формулирует запрос: «Я хочу найти учителя по контролю своих эмоций при общении с другими людьми». Из колоды «1000 жизней» она вытаскивает «учителя» – карту «Дипломат»: «Умение сглаживать конфликты, находить компромисс, примирять противников, просчитывать последствия каждого своего шага, слова, жеста, действовать тонко и тактично». В данном случае мы получаем классический пример синхронии, то есть буквальный совет по достижению поставленной цели.

Третья участница ищет учителя по решению проблемы лишнего веса. В ответ она получает карту «Ученик», которая гласит: «Его отличает любознательность, готовность и умение учиться, стремление к росту и постоянное желание самосовершенствоваться. Навык: умение извлекать урок из любой ситуации». Трактовать эту карту оказывается несколько сложнее. При коллективном обсуждении с участием всей группы личная интерпретация этой карты оказывается такой: «Я акцентирую внимание на внешнем представлении себя, но при этом забываю о внутреннем содержании. Лишний вес мне не доставляет каких-либо проблем со здоровьем и самочувствием, в целом. Но мне постоянно кажется, что из-за него люди воспринимают меня недостаточно серьезно, не относятся ко мне как «полноценному» человеку. Если я поставлю целью не изменение видимого облика, а самосовершенствование и развитие как гармоничной личности, то проблема лишнего веса будет решена. Либо я избавлюсь от этих килограмм, либо восприятие меня уже не будет связано с этой проблемой, люди будут оценивать меня по моим знаниям, а не по внешнему виду и (вполне возможно) по кажущимся лишь для меня одной недостаткам».

Четвертый участник намерен расстаться со своей агрессией. В ответ на свой запрос он вытаскивает карту «Дикарь». Здесь тоже могут возникнуть трудности с дословной трактовкой карты, описание которой следующее: «Он выживет в любых ситуациях, полагаясь на свои природные инстинкты. Он не зависит от достижений цивилизации, черпая энергию и вдохновение в природе. Иногда бывает полезно сбросить социальные ограничения, забыть о правилах приличия и нормах, навязываемых обществом». Казалось бы, эта персона является олицетворением того, от чего хочет избавиться участник. Ведь агрессия – это скорее «животное» проявление сильных негативных эмоций, которое в открытой форме не одобряется обществом. После обдумывания карты и обсуждения ее значения в группе участник пришел к мнению, что, на самом деле, с помощью проявлений агрессии он пытается отстоять свои границы. И если он избавится от нее, то скорее проиграет, чем выиграет, так как окружающие его люди начнут пользоваться тем, что он не может дать им отпор. В результате участник решил трансформировать свою «активную» агрессию в умение правильно презентовать себя другим людям.

Пример-2, женщина, 30 лет, обучение персонала как новая должностная обязанность

Клиентка – женщина 30 лет, линейный руководитель в телекоммуникационной компании, отдел работы с корпоративными клиентами. По роду работы ей необходимо заниматься теперь и обучением персонала – проведением семинаров и тренингов. Клиентка переживает, что она не сможет делать это профессионально и не сможет психологически проводить обучение, так как сотрудники ее отдела ее ровесники и в их компании не принято соблюдать субординацию. Она переживает, насколько эффективно у нее получится управлять группой и строить обучающий процесс. Запрос клиента звучит следующим образом: «Как мне научиться проводить тренинги семинары?» В ходе упражнения была выбрана карта «Ведущий ток-шоу» – Владимир Соловьев (персональная колода клиента). «Таким образом, мой учитель по проведению тренингов – Владимир Соловьев – ведущий ток-шоу. Как ведет ток-шоу Соловьев? Жестко, напористо, логично, профессионально, он мастер кратких диалогов, неординарен, харизматичен. Мне стоит перенять его манеру ведущего и подтянуть свой профессионализм и образование в этой сфере (обучения персонала)», – был сделан вывод клиенткой.

Пример-3, женщина, 37 лет, проблемы взаимоотношений с дочерью-подростком

Клиентка – женщина 37 лет, мама подростка 15 лет, ученицы 9 класс. Неожиданно мама столкнулась с проблемами подросткового возраста дочери (независимость, отрицание, потеря авторитета, грубость и т. п.). Запрос клиентки звучит следующим образом: «Как мне научиться взаимодействовать со своей повзрослевшей дочерью?» (До этого момента стиль воспитания был авторитарный – прим. психолога). В ходе упражнения была выбрана карта «Монарх» – Николай II.

Трактовка карты клиенткой: Наверное, надо опять проявить жесткость и заставлять ее делать то, что нужно: учиться, не грубить, убирать квартиру и т. п.

Психолог:  А разве Николай II был тираном?

Клиентка:  Нет. Но он же правитель, и у него власть.

Психолог:  Верно, но какой он правитель?

Клиентка: Интеллигентный и высокодуховный, но при этом имел твердую волю, он осознавал ответственность за судьбы вверенного ему народа, верил в Бога и считал, что на все воля Божья, а потому был тверд в некоторых принципиальных вопросах для страны.

Психолог: А каким он был семьянином?

Клиентка:  Был мягким и добрым семьянином, высоконравственным человеком.

ПсихологИ какие можно сделать выводы из всего сказанного? Как он может научить вас взаимодействовать с ребенком?

Клиентка: Мне надо быть мягкой и твердой (найти баланс), мягкой и понимающей, с одной стороны, спокойной, но твердой и уверенной в принципиальных вопросах, не «эмоционировать», орать и «агрессировать», а научиться твердо и уверенно говорить «Нет», когда это необходимо. При этом стараться быть мягкой и доброй матерью, наверное, учиться быть подругой дочери, а не карающим тираном.

Пример-4, женщина, 37 лет, недовольство своим внешним видом

Клиентка – женщина 37 лет, недовольная своим внешним видом, есть желание лучше выглядеть, похудеть. В ходе проведения упражнения была выбрана карта «Карьерист». Трактовка карты клиенткой: «Карьерист всегда тщательно следит за своей внешностью, это часть его имиджа, он всегда безупречен. Как правило, такие люди следует системе ухода, то есть регулярность, расписание, обязательные процедуры. Кроме того, они работают с профессионалами, то есть домашний уход может быть только в качестве дополнительного, основной же – это услуги профессионального косметолога, диетолога, парикмахера, стилиста и т. п. Причем уровень профессионализма должен быть достаточно высоким. Таким образом, мы имеем профессиональный подход – получив необходимые консультации специалистов, нужно составить план и расписание и следовать ему».

© www.live-and-learn.ru - психологический портал центра "1000 идей"

marker Популярные статьи

marker Случайные статьи