Диагностическое упражнение «Возрастные ассоциации»

О человеке многое можно сказать, исходя из того, как он реагирует на метафорический образ того или иного возраста. Раздражают ли его, к примеру, дети? Удручает ли выражение «взрослый человек»? Пугает ли «старость»? Это упражнение, выполненное с помощью карт «1000 жизней» (рекомендуется использовать проработанную колоду), является диагностическим. Его цели:

  • выявить проблемы «Я-восприятия» клиента;
  • выявить и уточнить страхи, связанные с взрослением, старением;
  • выявить и уточнить проблематику возможного страха перед родительством (один из распространенных страхов, связанных со взрослением);
  • помогает выявить возможные детские травмы, выяснить конкретную проблематику детско-родительских отношений; отношений со сверстниками; отношений с сиблингами (братьями, сестрами);
  • помогает клиенту проговорить, а психологу проанализировать «проекцию себя в будущем»;
  • помогает клиенту в ненавязчивой форме проанализировать свое прошлое.

Кроме того, оно помогает клиенту справиться со сложностями в восприятии того или иного возраста и связанных с ним задач, разобраться в «себе настоящем», «себе прошлом» и «себе будущем».

В этом упражнении жизнь человека представляется условными шестью возрастными этапами:

Младенец Ребенок Подросток

Юноша Взрослый Пожилой

Клиенту предлагается перетасовать карты и вытащить из колоды наугад шесть карт, каждая из которых будет «случайным» образом описывать каждый из шести возрастов (см. схему расклада). Закрывая картой очередную позицию (Взрослый, Ребенок), клиент должен максимально сосредоточиться, вызывая образы, которые ассоциируются у него более всего с тем или иным возрастом человека. Эти образы могут быть связаны с его личными воспоминаниями.

Вытащенные из колоды карты, разложенные по позициям, открываются и подвергаются предварительной интерпретации. Клиент и психолог обмениваются мнениями об увиденном, задают друг другу вопросы, пытаются дать характеристику увиденному в раскладе, в целом. После первого просмотра карт клиент получает задание: используя свое воображение, используя такой инструмент как «метафорическое мышление», а также пытаясь сохранить максимальную лояльность к увиденному (даже, возможно, на первых порах непонятному и нелогичному), попытаться «провести доказательство», «защиту» полученного расклада.

Клиент должен объяснить, как «закрывшая позицию» того или иного «возраста» карта может соответствовать этому возрасту. Клиент, строя свою речь, может употреблять такие фразы, как: «я согласен...», «я не согласен...», «я вижу», «я не вижу...». Но психолог должен обратить внимание клиента на то, что для успешной работы будет гораздо продуктивнее искать соответствия, а не противоречия, соглашаться, а не спорить. Творчески мыслящий человек, позитивно настроенный на работу в тренинге, постарается найти «оправдание» выпавшим картам, даже если поиск логики в сочетаниях «карт» и «позиций-возрастов» покажется вначале непростым.

Обратите внимание: наиболее важным в раскладе является не столько выпавший ряд карт, сколько то, что говорит сам клиент, увидев эти карты, и то, как он их пытается их интерпретировать.

Упражнение "Возрастные ассоциации"

Пример, женщина, 40 лет, кризис среднего возраста

Клиентка 40 лет посещает психолога в течение нескольких лет по проблеме кризиса среднего возраста. Жалобы на неудовлетворенность жизнью, страх перед будущим. В ходе упражнения было отмечено, что страх клиент перед старостью не испытывает. Старость представляется клиенту как интересный этап в жизни, более глубокий и зрелый, чем взрослость. В детском возрасте очевидных проблем не наблюдается, в подростковом и юношеском возрасте основная деятельность – учебная.

Расклад

Младенец-Ведущий ток-шоу: Абсолютно согласна с этой картой на данной позиции, так как младенец искусно манипулирует родителями, он дергает за невидимые ниточки с помощью нехитрых инструментов, и родители тут же устремляются выполнять все его желания. «Шоу маст гоу он», как говорится.

Ребенок -оптимист. Вполне логичная карта на данной позиции. Ребенок верит в сказки, чудеса, Деда Мороза и хэппи-энд. Жизнь прекрасна и удивительна. Родители всемогущи и устроят все самым наилучшим образом. Или прилетит друг-волшебник, и сказка станет былью.

Подросток-Ученик. Абсолютно согласна с этой картой на данной позиции. Основное занятие в этом возрасте – учеба. Учиться, учиться и еще раз учиться. В школе, в жизни, в общении, танцам, вязанию, вышиванию, декору и другим занятиям. Это подготовительный этап учебы перед взрослой жизнью. Тяжело в ученье, легко в бою.

Юноша-ясновидящий. Вполне логичная карта на данной позиции. Молодые люди предвкушают свое блестящее будущее, причем непременно блестящее. Они знают, что они добьются немалых высот в спорте, карьере, жизни.

Взрослый- Баловень Судьбы. Абсолютно согласна с этой картой на данной позиции. Взрослый наслаждается жизнью. Он на пике своей карьеры и ресурсов. Можно расслабиться и пожинать плоды своей упорной работы и учебы. У него есть все: семья, дети, друзья, дом, машина, карьера, репутация. Жизнь прекрасна!

Пожилой-Мистификатор. Вполне логичная карта на данной позиции. После кризиса среднего возраста люди находят новый смысл своей жизни. Дети выросли, карьера построена, дом – полная чаша. Меняется картина мира, парадигма ценностей и смыслов. Мир не прост и линеен, он многомерен. Допускается существование других реальностей и ищутся пути управления ими. Интерес его лежит не в плоскости физической реальности, в которой живут обычные люди. Все глобально и масштабно. Привлекает неизведанное. Новые цели, новые смыслы, новая жизнь.

© www.live-and-learn.ru - психологический портал центра "1000 идей"

marker Популярные статьи

marker Случайные статьи