Упражнение «Антипод»

Это упражнение с психологическими картами «1000 жизней» помогает примирить нас с теми субличностями, которые мы категорически отвергаем в себе. Эти части порой конкурируют друг с другом, когда пытаются добиться того, чтобы вы их заметили и удовлетворили их потребности. Подобный конфликт между этими частями обычно осознается и успешно разрешается. Более сложная ситуация возникает тогда, когда эти части не осознаются (вытеснены в бессознательное). На опыте детских лет, когда потребности не удовлетворялись, мы научились не показывать посторонним эту часть личности. В конце концов, эта часть личности отделилась от вашего сознания. То, что вы отвергаете в себе, продолжает существовать. И для вас самих, и для вашего окружения важно любить, принимать и деликатно использовать все ваши части. При поиске отвергнутых частей вы можете раскрыть свое внутренне содержание.

Клиенту предлагается выбрать из колоды одну карту, которая нравится ему больше всего, отражает черты его характера, на которую ему хотелось бы походить больше всего, роль, которую ему хотелось бы сыграть в жизни. Затем он подбирает к этой карте карту-антипод, которая сочетает в себе все вышеперечисленное, но с приставкой «не».

После этого психолог просит клиента взять выбранные им две карты рубашками друг к другу и, переворачивая их по очереди лицом к себе, «озвучивать» их, как оживших персонажей. Эти карты (при помощи психолога) будут «общаться» друг с другом. Продолжительность беседы не ограничивается, но заканчиваться она должна одним финалом: привести к взаимопониманию «оппонентов», к погашению имеющегося конфликта. Чтобы вывести разговор в нужное русло, можно воспользоваться следующими подсказками:

1. Составьте не менее 10 высказываний.

2. Выделяйте:

  • общность опыта,
  • общность переживаний,
  • общность позиций,
  • общность черт.
Для этого можно пользоваться следующими фразами:
  • «Мы оба любим», «мы оба жаждем, (хотим, мечтаем)», «мы оба терпеть не можем...»
  • «мы оба такие-то и такие-то», «нас объединяет одно:...»

Обратите внимание. Подчеркивание общности по некоторым признакам может только повысить эмоциональное напряжение. Выделяемые признаки общности должны быть скорее приятны вымышленному «оппоненту», чем неприятны.

Важно понимать, что негативный разговор с собой сковывает наши умственные способности, мнения и действия. Отрицательные мысли формируют в нашем мозгу умственные цепочки, которые оказывают разрушительное действие на нашу жизнь, создавая повторяющиеся циклы отрицательных переживаний. Позитивный разговор со собой, если он основан не только на желании, раскрепощает ваши умственные способности, представления и действия. Он оказывает освобождающий, расширяющий эффект на вашу жизнь, помогая создавать циклически повторяющиеся положительные переживания.

Пример, женщина, 37 лет, излишняя эмоциональность

Клиентка 37 лет, мама дочери-подростка 15 лет, не удовлетворена взаимоотношениями с дочерью, часто кричит на ребенка, агрессивна, эмоциональна.

Для карты «Я» клиент выбирает карту «Мать», а для карты «Антипод» — карту «Параноик». Ассоциации клиента по карте «Мать» следующие: забота, безусловная любовь, помощь и поддержка. Для карты «Параноик» ассоциации клиентки следующие: вина, контроль, страх ошибиться, не додать, испортить и т. п.


В разговоре между этими двумя субличностями клиент с помощью психолога находит:

  • общность позиций: они оба родители;

  • общность опыта: первый опыт, поэтому есть право на ошибку;

  • общность переживаний: оба любят ребенка;

  • общность цели: вырастить здоровую личность, счастливого ребенка и хорошего человека;

  • общность черт: оба заботливые любящие родители, строгие.

Итог: эти две субличности объединяет общая цель и одна позиция – Мать. Но если Параноик действует, в основном, руководствуясь страхом и чувством вины, стараясь сделать «как лучше», то Мать – из безусловной любви и более разумно. Поэтому стоит распознавать состояния, когда актуализируется Параноик и пытаться включать рационального Родителя, чтобы поступать более разумно.

Примечание. В данной клиентской работе клиент осознавал субличность Параноика, поэтому работа шла довольно легко и конфликт решился успешно, как происходит это в большинстве случаев, например, при конфликте субличностей Взрослый и Ребенок. Но когда субличность не осознается клиентом и категорически отвергается им, лучше всего не форсировать работу клиента, а вернуться вместе с ним к этапу разотождествления.

Вариация этого упражнения по мотивам техники НЛП «Шестишаговый рефрейминг».

  1. Идентифицируйте часть (субличность), паттерн поведения которой вы хотите изменить.
  2. Установите контакт с этой частью личности. «Будет ли эта часть, ответственная за стереотип Н, коммуницировать со мной в сознании?» Обратите внимание на любые ощущения и звуки, которые возникают и которые вы слышите внутри себя. Установите значение сигнала «Да» и «Нет».
  3. Идентифицируйте позитивное намерение этой субличности.
  4. Отделите поведение части личности от ее позитивного намерения. Здесь важно понимать, что это поведение – всего лишь неумелая и неэффективная попытка достичь какой-нибудь позитивной цели.
  5. Спросите эту субличность: «Не хочешь ли ты мне дать возможность осознать, что ты стараешься для меня с помощью стереотипа Н?» Если ответ «НЕТ», то оставьте это намерение бессознательным. (Дальнейшую работу нужно проводить по разотождествлению). Если ответ «ДА», спрашивайте дальше: «Приемлемо ли это намерение для сознания? Если бы тебе были известны другие способы достижения этой цели, которые были бы максимально надежны, стал ли ты реализовывать их?»
  6. Получите доступ к творческой части личности и попросите ее, чтобы она сгенерировала новые, более экологичные способы достижения позитивного намерения.
  7. Спросите субличность, ответственную за стереотип поведения Н: «Хочешь ли ты взять на себя ответственность за то, чтобы использовать новые варианты поведения в соответствующем контексте?»
  8. Экологическая проверка. Спросите: «Если ли внутри меня какая-то часть, возражающая против этих новых вариантов поведения?» Если получен ответ «ДА», то вернитесь к шагу 2.

© www.live-and-learn.ru - психологический портал центра "1000 идей"

marker Популярные статьи

marker Случайные статьи