Упражнение «Окно Джохари» помогает узнать, насколько хорошо человек знает себя и как к нему относятся окружающие люди. Оно представляет собой один из способов лучше узнать себя, достичь взаимопонимания с близкими людьми и знакомыми, стать «своим» в коллективе. Упражнение основывается на одноименном тесте, который разработали Джозеф Лафт и Гарри Ингам в 1955 году. Название «Джохари» представляет собой аббревиатуру первых слогов их имен. Упражнение прорабатывается каждым участников отдельно. Для этого используется колода карт «1000 жизней», «1000 идей» или «100 дорог», в зависимости от клиентского запроса. Ведущий рассказывает суть упражнения, рисуя на доске квадрат, разделенный на четыре части (так называемое окно). В левую верхнюю часть квадрата вписывается «Я знаю, все знают», в правой верхней части квадрата указывается «Я не знаю, все знают». Левый нижний участок представляет собой зону «Никто не знает, я знаю», а правый нижний сегмент – «Никто не знает, я не знаю». В таком порядке проговаривая вслух каждое значение, на стол выкладываются четыре карты.
В соответствие с этими значениями трактуется содержание выбранных случайным образом карт. Первая карта (слева вверху и дальше по часовой стрелке) представляет собой «Открытие». Она содержит информацию о человеке, которая известна как ему самому, так и окружающим его людям. Вторую карту называют «Слепое пятно». Здесь содержится информация, которая известна другим людям, но неизвестна самому участнику. Она может рассматриваться, как одно из препятствий на пути к достижению своей цели. Третья карта называется «Скрытое». Она содержит информацию, которая известная одному лишь участнику. Эта информация может иметь негативное значение или же расцениваться человеком как нечто малозначительное (то, о чем не стоит никому рассказывать). Однако чаще она не распространяется из-за желания человека получить определенное влияние над другими или контроль над ситуацией. В четвертой карте содержится информация, которая неизвестна никому, ни самому человеку, ни окружающим. Эта карта имеет самое большое значение, позволяя спрогнозировать развитие ситуации при существующих данных.
Упражнение «Окно Джохари» занимает много времени на проработку. Другая сложность заключается в том, что в ходе работы могут открыться малоприятные для самого участника факты и подробности. Поэтому рекомендуется во время тренинга провести это упражнение с одним желающим, предложив другим участникам попробовать повторить его самостоятельно дома.
Пример упражнения с картами «1000 жизней»
Участница вытащила следующие карты (по часовой стрелке с левого верхнего угла): «Вебожитель», «Карьерист», «Экстремал», «Ведущий ток-шоу». Так она интерпретировала свой расклад: «Сначала, когда я взглянула на выпавшие карты, мне показалось, что они не имеют ко мне никакого отношения, но сейчас я понимаю, что это, действительно, все про меня. С первой картой «Вебожитель», которая лежит на позиции «Я знаю, все знают», у меня проблем не возникло. Действительно, моя работа и увлечения напрямую связаны с компьютером и интернетом. Я пишу статьи для сайтов, читаю статьи и книги с компьютера, учусь дистанционно… Это очевидная карта и для, и для людей, которые меня знают. С картой «Карьерист» на позиции «Я не знаю, все знают» оказалось разобраться намного сложнее. Дело в том, что я абсолютно не нацелена на построение карьеры. Более того, в работе для меня главное – самореализация, а не достижение каких-либо существенных социально признаваемых результатов – высокая заработная плата, хорошая должность, власть и т. д. Поэтому сначала мне показалось, что эта карта выпала случайно. Но я была очень удивлена, когда мои коллеги, которые были со мной на тренинге, подтвердили, что эта персона очень мне подходит. Оказалось, что несмотря на то, что мои внутренние представления о работе и моей реализации в ней абсолютно иные, я себя презентую как человек, ориентированный на продвижение по карьерной лестнице. Для меня это повод задуматься о том, в чем заключается в несоответствие – в моих истинных стремлениях, в которых я не отдаю себе отчет, или в моей самопрезентации. Третья карта «Экстремал» на позиции «Никто не знает, я знаю» полностью соответствует реальности. Действительно, я люблю испытывать сильные эмоции и переживания, иногда иду на откровенный риск, возможно, не всегда оправданный (хотя моя интуиция никогда меня не подводит). Однако внешне я произвожу впечатление сдержанного и осторожного человека, так как в моей работе авантюрный дух и рискованные решения неприемлемы ни в каком виде». Труднее всего мне «далась» карта «Никто не знает, я не знаю» – «Ведущий ток-шоу». Я могу объяснить ее так – я, на самом деле, очень общительный человек и в детстве мечтала быть душой компании. Однако моя стеснительность заставляла меня сдерживать свои порывы. Зато я научилась внимательно слушать собеседника, стараться понять чувства, которые он прячет за словами (не всегда правдивыми). Иногда мне говорят, что я «смотрю в душу», догадываюсь о истинных желаниях и чувствах собеседника с полуслова. Вероятно, именно поэтому мне подсознательно всегда нравились профессии, связанные с общением и помощью людям. Когда-то я мечтала стать психологом. Думаю, пришло время воплощать мечты в жизнь».
Пример упражнения с картами «1000 идей»
Клиент – собственник небольшого салона красоты. Бизнес едва держится на плаву, благодаря отсутствию расходов на заработную плату (работает сам хозяин и его жена) и наличию постоянных клиентов. Запрос клиента звучал следующим образом: «Каким образом мне работать, чтобы наладить дела в салоне? Что мешает? Чего я не знаю?»
Для прояснения ситуации был выбран расклад «Окно Джохари». Клиент выбрал следующие карты:
«Продвигайте семейные ценности» (10 кубков) – Я знаю-все знают
«Мыслите локально» (3 жезлов) – Я не знаю-все знают
«Почувствуйте себя секретным агентом» (7 мечей) – Я знаю-никто не знает
«Изучайте иностранный опыт» (Мир) – Я не знаю-никто не знает
«Продвигайте семейные ценности. Все знают, что у нас семейный салон, и мы собственно и работаем как небольшой семейный бизнес.
«Мыслите локально». Я, видимо, недооцениваю местный рынок, а именно район, в котором располагается салон в клиентском плане. Мы не выявляли потребности клиентов, никак не продвигали свои услуги в районе. В общем, не ориентировались на местных клиентов и не рассматривали местных клиентов как источник увеличения прибыли.
«Почувствуйте себя секретным агентом». Я знаю, но никто не знает, что мы внимательно наблюдаем за работой конкурентов, посещаем близлежащие салоны и салоны нашего уровня в качестве клиентов, чтобы изнутри увидеть и понять, чем мы лучше или хуже, что мы не знаем или не делаем, каких услуг у нас нет и т. п.
«Изучайте иностранный опыт». Никто не знает. Возможно, следует обратить внимание на зарубежный опыт. Проанализировать, какие услуги существуют на зарубежном рынке, какие программы лояльности для клиентов, новые фишки, организация работы, формы работы и т. п. Таким образом, стоит изучить зарубежный опыт и, возможно, найти новые тенденции и тренды развития. А также стоит обратить внимание на местных клиентов и скорректировать какие-то услуги для них, подумать над продвижением салона в нашем районе.